Бизнес одного из крупнейших в Беларуси производителей грибов фактически начался с домашнего эксперимента. Взяв ради шутки у знакомого небольшое количество мицелия, Виктор Кодик уже после первого урожая задумался о монетизации экзотического на тот момент хобби. Спустя 11 лет ООО «Экогрибы» ежемесячно производит до 6 т вешенки. При этом продукция не только идет на внутренний рынок, но и успешно экспортируется.
Аренда как ключ к успеху
— Вообще, у меня техническое образование, — рассказывает Виктор Степанович. — Получилось так, что в 2002 году остро встал вопрос, чем заниматься. Вариантов была масса: и в рекламу можно было пойти, и в торговлю, но тут один приятель рассказал, что разводит дома грибы, дескать, выгодно и просто. Я посмеялся, конечно, но на всякий случай для пробы сделал дома из соломы грядки и тоже посадил вешенку. Поскольку грибы выросли неплохие, стало понятно, что на этом можно заработать деньги. Проблема была в том, что никто не знал, как организовать промышленное производство. Доступной технологии не существовало. В Беларуси были продавцы мицелия, но ничего конкретного по крупнотоварному производству они сказать не могли. Интернет тогда тоже еще толком не работал. Фактически пришлось методом проб и ошибок создавать собственную технологию.
Второй проблемой, которую пришлось решить, стала производственная база. Первоначально «производство» собирались разместить в подвале коттеджа у родственников, однако быстро выяснилось, что для получения более или менее приличной выручки необходимы значительные площади. Продолжая поиски, Виктор с партнером вышли на расположенные неподалеку от деревни Минойты Гродненской области склады бывшей ракетной части. Обвалованные помещения идеально подходили для создания «грибного» микроклимата.
Сегодня арендуемые в соответствии с указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» военные склады — основа успешного грибного бизнеса.
— Фактически получается, что за используемые помещения мы только возмещаем амортизационные отчисления государству. Это дешевле, чем аренда, — делится Виктор Степанович. — Точно не скажу, но ориентировочно получается около 0,5 евро за квадратный метр. Конечно, если бы мы сами строили такие ангары, мы бы их в жизни не отработали.
Рентабельность, которая в среднем колеблется в пределах 15–20 %, складывается благодаря льготному налогообложению: ООО «Экогрибы» имеет статус сельхозпроизводителя. Однако, по словам владельца грибной фермы, в плюс удалось выйти только три последних года, когда компания, отработав технологию, сумела добиться хорошей урожайности.
— Очень долго и очень многое не получалось, — вспоминает он. — Брака было много, били шишки. Посеешь грибницу, а она не зарастает, потому что неправильно температуру выдерживали и допускали перегрев при инкубации. Технология вроде и простая, но есть нюансы.
Трудности перевозки
В структуре затрат ООО «Экогрибы» львиная доля приходится на закупку сырья, логистику и заработную плату. Всего на грибной ферме работает 25 человек: два водителя, пять грузчиков, шесть фасовщиков (они же сборщики урожая), уборщицы, менеджер по продажам, бухгалтер, инженер по электрооборудованию. Средняя зарплата — примерно 2,5 млн.
Головная боль предприятия — транспортные издержки. Вешенка не слишком популярный гриб. В Лиде, которая находится «под боком», только два магазина стабильно продают грибы, в Гродно — почти все, но мизерными объемами. Поэтому приходится возить в Минск и Россию, т. е. путь получается неблизкий.
По словам предпринимателя, зарубежные оптовики сами стараются наладить контакт. В Москву и Калининград отправляется до 50 % выращиваемой в Минойтах вешенки. Россияне — хорошие клиенты, предпочитают брать крупные партии. В то же время с минскими сетями, по которым расходится вторая половина грибного урожая, дела обстоят не так гладко. Положительной чертой столичных гипермаркетов является отсутствие «платы за вход», отрицательной — неспешная разгрузка и средний размер партии, который больше, чем в Гродно, но зачастую не превышает пары десятков килограммов.
— Получается как, — объясняет Виктор Степанович. — Магазины построили свою разгрузку, которая организована так, что водитель полдня может стоять в очереди. Бывает и так, что машина пришла в обед, а разгрузили ее только следующим утром. Вроде как магазин заинтересован в том, чтобы оперативно принять товар, но практика показывает, что не всегда. Дескать, у вас машина-холодильник? Да? Ну, пускай постоит. Это при том, что в среднем гипермаркеты берут на реализацию по 10–15 кг за раз, а маленькие магазины могут и 2 кг заказать. Поэтому логистика доставки получается сложной.
Виктор Степанович считает, что производимые предприятием 6 т грибов в месяц — предел для Беларуси. Потребление вешенки растет, но очень незначительными темпами: из магазинных грибов шампиньоны привычнее.
— Больше выращивать можно, но нужно ставить свой консервный цех. В планах его нет, пока пробуем договариваться с заводами.
Консервных заводов в Беларуси много, но пока нельзя сказать, что сотрудничество с ними проходит успешно. Из последних примеров — партия овощной солянки с грибами, выпущенная на Гродненском консервном заводе. На вкус получилось отлично, но продается продукт слабо. За каждую банку завод запросил 10 тыс. руб. при том, что овощи и грибы поставлял заказчик. В итоге розничная стоимость солянки от ООО «Экогрибы» составила 26 тыс. руб. за полулитровую банку. При средней стоимости обычных овощных закусок, салатов и борщей в 8–12 тыс. такие цены отпугивают покупателя. Стимулировать потребительскую активность пробовали, проводя распродажи и дегустации, однако практика показала, что подобные мероприятия дают только краткосрочный эффект. Тем не менее в целом по рынку прогресс есть.
— Десять лет назад, когда мы начинали, вешенку вообще никто не знал. Ее можно было бесплатно предлагать, и то это не являлось гарантией сбыта. Сейчас за наши грибы уже деньги платят, и это хорошо, — улыбается Виктор Степанович.
Интересно, что спрос на грибы коррелирует с ценами на мясо. Чем дешевле на рынке свинина и говядина, тем меньше вешенки покупают белорусы, и наоборот. Сейчас, например, в силу известной ситуации в животноводстве, реализация идет вяло. Когда оптовые цены на свинину превышали 40 тыс. руб. за килограмм, спрос рос. При этом наступление сезона сбора лесных грибов практически никак не влияет на продажи. К слову, оптовая стоимость вешенки, выращенной ООО «Экогрибы», — 25 тыс. бел. руб. за килограмм.
Секреты грибоводства
Большая часть используемого на предприятии оборудования — кустарного производства. Связано это с тем, что пока на нашем рынке лучше продаются шампиньоны, хоть их и сложнее разводить. Как результат, линий по производству этих грибов на рынке предлагается достаточно, а вот готовых цехов под вешенку нет. Приходится полагаться на свои силы. Тем не менее ООО «Экогрибы» имеет законченный цикл производства — от выращивания мицелия до упаковки готовой продукции.
В общих чертах технология производства выглядит таким образом. Для производства мицелия изначально стерильное зерно в лаборатории заражают маточной культурой. В ООО «Экогрибы» предпочитают использовать овес: в силу своей малопитательности он идеален для роста грибной «рассады».
— На овсе жить только вешенка соглашается, — смеется Виктор Кодик. — Если взять, например, пшеницу, то будет уже конкуренция: много других грибков захочет поживиться.
Полученный мицелий высаживают в полиэтиленовые мешки, набитые предварительно пропаренной смесью из опилок и гречишной шелухи с добавлением извести. Для производства 6 т грибов в месяц нужно примерно 50 кубов опилок и 50 кубов шелухи. Можно использовать и солому, однако она требует к себе более пристального внимания.
— Шелуха и опилки — самый доступный субстрат в нашем регионе, — поясняет предприниматель. — Солома нуждается в большом складе, большом количестве техники. В плане урожайности солома выгоднее, но только если она высокого качества, скажем, пшеничная с высокоурожайных полей с большим содержанием азота. Гречиха же имеет не настолько высокие, но более стабильные параметры. Кроме того, она здоровее в том плане, что меньше соломы подвержена воздействию болезнетворных грибков и бактерий.
Мешки с грибницей складывают в инкубатор, где поддерживают температуру воздуха на уровне 20 °C. Внутри мешков ощутимо теплее, и задача технолога — не допустить перегрева грибницы. Оптимальная температура должна находиться на уровне 28 °C. При более высоких значениях грибница может перегреться и «сгореть». После того как субстрат меняет цвет с черного на белоснежный, будущий урожай переносят в камеру доращивания. Здесь при температуре воздуха 12–13 °C, температуре внутри субстрата 15–16 °C и влажности субстрата 68 % грибы растут следующие несколько месяцев. При этом первая волна вешенок появляется примерно через 30 дней, последняя — через пять месяцев. Всего за пять-шесть волн урожая с одного пакета-грядки можно снять до 1,5–2 кг грибов.
— Никакой химией при производстве мы не пользуемся, только боремся с грызунами, — поясняет бизнесмен. — Разбрасываем отравленное зерно, и все. Мы поставили технологию так, что ни с плесенью бороться, ни обработок проводить не приходится.
После сбора последнего урожая отработанный субстрат буртуется, два года отлеживается и затем, когда завершается процесс ферментации, продается фермерам под высадку рассады огурцов и капусты.
***
О том, как будет развиваться предприятие, у Виктора Кодика пока нет четкого представления. С одной стороны, бизнес успешен и приносит деньги. Можно было бы задуматься о строительстве собственного консервного цеха и о расширении ассортимента, тем более что опыт производства тех же шампиньонов у предприятия есть. С другой — слишком велика зависимость от используемых площадей. Через год у ООО «Экогрибы» кончается срок безвозмездной аренды, и дальнейшая судьба предприятия будет целиком зависеть от того, как изменится стоимость бывшего военного имущества.
Александра Алексеева хорошо знают ценители декоративных кур не только в Беларуси. Пусть масштабы расположенной в Узденском районе птицефермы и не поражают воображение, солидная коллекция дипломов не оставляет сомнений: акцент здесь...
Вместо того чтобы строить бизнес на традиционном производстве овощей или зерновых, глава хозяйства «Дак» Дмитрий Крылов сконцентрировал усилия на новой для Беларуси нише — органическом сельском хозяйстве. Своим...
В белорусском сельхозмашиностроении не так много предприятий, созданных с нуля, без советского «бэкграунда». «Селагро» — одно из них. О том, как банальный торговый бизнес трансформировался в успешное...
Как содержать, размножать и чем кормить страуса? Чем болеют африканские птицы? Почему глубокая подстилка лучше, чем песок? Валерий Ясковец делится опытом с читателями журнала.