SPACE-2013. Вселенная животноводства

SPACE-2013. Вселенная животноводства
Алексей Жуков
Опубликовано в №10 (138), октябрь

От птицы и кроликов до свиней и КРС, от заготовки кормов до продуктов переработки — организаторы международной выставки SPACE-2013, прошедшей в начале сентября во французском Ренне, постарались охватить весь спектр решений для различных отраслей животноводства. Неудивительно, что форум поставил свой очередной рекорд, собрав 150 тыс. посетителей из 110 стран, от морозной Сибири до жаркой Экваториальной Африки. Несмотря на продолжающийся мировой кризис и сокращение господдержки, фермеры готовы инвестировать в развитие производства.

Ренн является столицей Бретани и одним из крупнейших центров запада Франции — большого региона, специализирующегося именно на животноводстве. Здесь производится значительная доля французских молока, говядины и свинины. Естественно, изначально выставка ориентирована на местных фермеров, но организаторы прилагают недюжинные усилия для роста международного значения SPACE. В первую очередь они привлекают посетителей из традиционных зон влияния Франции, прежде всего стран Африки. Им уделяется особое внимание, но велико также представительство соседей по ЕС, а в последнее время все больше гостей приезжает из СНГ.

Страны разные — проблемы одинаковые

В целом животноводы большинства стран мира сталкиваются с примерно одинаковыми проблемами: издержки растут, чтобы оставаться конкурентоспособными, надо либо их сокращать, либо находить уникальные ниши. 1 402 экспонента из 35 государств, разместившиеся на площади более 67 тыс. м2, были готовы предложить эффективные решения, какой бы путь ни выбрал для себя аграрий. Их дополнили ежедневные семинары, организованные фермерскими кооперативами запада Франции, Агропромышленной палатой Бретани и Французским институтом животноводства (IDELE) и институтом свиноводства (IFIP). Особенностью SPACE-2013 стала презентация не только решений для производства мяса и молока, но и готовых продуктов из них, в первую очередь традиционных для Бретани. Здесь уже твердо знают, что аграрий может рассчитывать на хорошую прибыль, только если он так или иначе вовлечен в переработку своей продукции — владеет собственным цехом или долями в заводах, принадлежащих аграрному кооперативу.

Выставка проходила на фоне бурных дебатов вокруг реализации Единой аграрной политики ЕС, развернувшихся во французском обществе. На уровне общеевропейского руководства уже определены нормативы государственной поддержки для каждого из членов Союза до 2020 года, утверждены правила игры. Франция может потратить на эти цели около 9,5 млрд евро в год. В рамках новых правил Единой аграрной политики больше полномочий по распределению помощи должны получить местные власти, однако во Франции пока не до конца урегулированы законодательные вопросы. Кроме того, звучат предложения о сокращении господдержки, т. к. уровень цен на сельхозпродукцию достаточно высок. В результате французские фермеры опасаются, что их положение ухудшится, тем более что их продукция уже с трудом выдерживает конкуренцию с импортными продуктами питания. Причем речь идет даже о некоторых традиционно сильных для этой страны позициях.

— Если в целом охарактеризовать настроение фермеров, то можно назвать их пессимистами. Однако если взять каждого по отдельности, то окажется, что они намного оптимистичнее смотрят на перспективы своего хозяйства. Они готовы планировать, инвестировать и развиваться. Именно поэтому интерес французских и зарубежных аграриев к нашей выставке не ослабевает, а только растет, — отметил, выступая перед журналистами, менеджер SPACE-2013 Поль Кердраон.

Где проложена дорога к успеху?

Как же решают свои проблемы европейские фермеры? Многие из них, особенно небольшие хозяйства, переходят на производство органической продукции. Здоровое питание пользуется популярностью у европейского потребителя. Кроме того, такую продукцию можно продавать дороже. Рынок имеет значительный потенциал для роста, а ниша еще относительно свободна. Например, в 2012 году во Франции было получено 467 млн л биомолока, что на 26 % больше, чем в 2011-м, хотя и составляет всего 1,4 % от национальных надоев. Сертифицированы 2 200 хозяйств. Несмотря на столь малую долю органических производителей, биофермам было посвящено сразу несколько семинаров, организованных IDELE.

Другое направление — снижение издержек, рост эффективности производства. Здесь на помощь фермерам приходят более мощная и совершенная техника и автоматизированное оборудование (см. стр. ХХ). На SPACE-2013, как и годом ранее на Eurotier, много говорилось о комфорте животных. Это понятие подразумевает не только заботу о том, чтобы коровам или свиноматкам было удобно и они испытывали как можно меньше стрессов, но и раннюю диагностику заболеваний, их эффективную профилактику. Неудивительно, что звездами Innov’SPACE были награждены более десяти решений для получения экспресс-анализов, контроля за состоянием животных, управления микроклиматом. В качестве примера можно привести контроллер BSC от «ДеЛаваль». Он позволяет автоматически управлять микроклиматом в коровнике, открывая и закрывая форточки, включая и выключая активную вентиляцию и т. д., и создавать наиболее комфортные условия для дойного стада.

Помогает развиваться и максимально эффективное использование всех имеющихся ресурсов, в том числе нетрадиционных. Так, местная фирма Amadeite предлагает необычные кормовые добавки, которые производятся из водорослей. Мелководное побережье Бретани и высокий уровень отливов позволяют убирать бурые, красные и зеленые водоросли специальным комбайном. Они богаты микроэлементами, витаминами, липидами, протеином и служат сырьем для получения биологически активных и ветеринарных препаратов. Производитель рекомендует их для профилактики ряда расстройств пищеварительной системы, например диареи у телят, в качестве гепатопротекторов, иммуностимуляторов и т. д. Интересно, что серьезной экологической проблемой для побережья Бретани являются животноводческие стоки. Вместе с ними в прибрежные воды попадает большое количество азота, который… создает благоприятные условия для развития водорослей, причем не только нежелательных сине-зеленых, но и для тех, что Amadeite применяет для изготовления своих препаратов.

Генетика на манеже

Одним из центральных событий SPACE-2013 стал, конечно же, показ племенного скота, а также межрегиональные и национальные конкурсы отдельных пород. Для демонстрации КРС был выделен павильон с трибунами, рассчитанными на пару тысяч человек, и манежем внушительных размеров. Участники конкурса разместились в соседнем ангаре — всего 600 животных 14 пород мясного и молочного направления. В первый день выставки на манеже царил мясной скот. Главным номером программы стал фестиваль породы светлая аквитанская. Второй день организаторы отвели для местных молочных пород. Третий был полностью посвящен породе примгольштейн. Как правило, конкурсные дни завершались аукционами племенных телок. В этом году рекорд установила порода примгольштейн: животное было продано за 8 400 евро, причем за пределы Франции. Наряду с КРС были представлены и другие животные, в частности 150 овец полутора десятков пород, а также кролики, лошади и птица.

Знакомство с животноводческим опытом Франции не ограничилось выставками достижений генетики, техники или оборудования. Для иностранных гостей были организованы визиты на фермы. Авторам программы посещений удалось охватить все основные направления, а также показать предприятия различного размера.

С поля — на стол

В итоге у организаторов получился внушительный праздник, который стал настоящим испытанием для местной полиции и транспортников — под парковки были отданы все окрестные поля, а регулированием движения занимались несколько десятков сотрудников дорожной жандармерии. Косвенно это указывает на значение аграрной отрасли для Бретани. Во время мероприятия организаторы успевали выпускать небольшую газету, было налажено вещание полноценного интернет-телевидения, а одна их крупнейших радиостанций Бретани развернула эфирную студию прямо на выставке. Французы знают, уважают и любят свое сельское хозяйство. Впрочем, ничего удивительного для страны с одной из богатейших кухонь в мире, которая не перестает развиваться. Причем непосредственное участие в этом процессе принимают сельхозпроизводители.

Весной 2013 года в Ренне открылся Центр современной кулинарии. Проект стоимостью 7,5 млн евро профинансировало государство совместно с частными инвесторами, среди которых не только рестораторы или производители продуктов питания, но и крупнейшие сельскохозяйственные кооперативы. Центр представляет собой площадку для исследований и популяризации качественного питания. Проект уникален не только для Франции, но и для всей Европы, а возможно, и для мира.

На первом этаже здания проводятся мастер-классы и курсы для кулинаров-любителей. Здесь же расположены небольшое кафе в стиле «качественного фастфуда» и площадка для фермерского рынка, куда местные производители привозят свои продукты. Второй этаж — рабочая зона, разделенная на публичный и закрытый сектора. Здесь находятся помещения для конференций, учебные классы для подготовки поваров-профессионалов, лаборатории для разработки новых продуктов и аудитории для тестирования новинок в фокус-группах. На третьем этаже — целая телестудия, где в течение получаса можно организовать видеоконференцию или съемки кулинарной передачи, а также два закрытых ресторана, в которые можно попасть только по предварительной записи. В первом проходят практику будущие профессионалы французской высокой кухни, а во втором работают уже состоявшиеся мастера. У него необычная концепция: кухня вынесена в центр зала и отделена от посетителей прозрачным стеклом, так что они могут наблюдать за процессом приготовления еды.

Центр призван решать сразу несколько задач. Здесь ведется исследовательская работа, целью которой является создание новых продуктов на базе местного сырья. Тут же населению прививается вкус к качественной пище на основе традиционных бретонских продуктов. Наконец, это мощная маркетинговая площадка с широкими возможностями для продвижения локальной сельхозпродукции.

«Беларус» a la francais

SPACE-2013 была отмечена и белорусским присутствием. Фирма PodIA представила на выставке продукцию ПО «МТЗ» и ОАО «Бобруйскагромаш». Несмотря на отсутствие экспозиции техники, стенд французского дилера отечественных машин пользовался интересом у фермеров. Директор PodIA Эрик Рено начал работать с белорусскими производителями всего около полугода назад, но уже успел сбыть более 10 тракторов. Хороший результат для рынка, на котором марку Belarus последний раз видели 20 лет назад. За это время сменилось целое поколение фермеров, и, по словам господина Рено, ему приходится начинать продвижение с нуля, но он уверен в успехе:

— Белорусские трактора и сельхозтехника «Бобруйскагромаш» — весьма качественная техника. Мы ее продвигаем под слоганом «Европейское качество по доступной цене». Зарегистрировали торговые марки Belarus и Equipment Belarus для техники «Агромаш».

Директор PodIA отмечает хорошее качество материалов, которые используют отечественные производители. Наилучшие перспективы, по мнению господина Рено, имеют трактора мощностью 100–150 л. с. Однако ему больше всего нравится «Беларус-2522». Эту машину он характеризует не иначе как превосходную, а свои слова подтверждает ссылкой на независимые испытания.


— На аграрном шоу в прошлом месяце мы предоставили желающим фермерам шесть тракторов МТЗ на тестирование. Уже получили четыре положительных отзыва, машины понравились, — поясняет Эрик Рено. — Вы умеете делать хорошую технику, но не умеете ее подать. Например, все надписи на машинах выполнены на русском языке, хотя здесь никто не знает, что это за буквы.

Западные фермеры тратят собственные деньги и покупают технику для себя, поэтому обращают внимание не только на ее характеристики, экономичность или комфортабельность, но и на внешний вид. Им хочется работать на красивой, привлекающей взгляд машине. Крупнейшие производители техники, в первую очередь тракторов, это давно поняли и сейчас разрабатывают дизайны кузова в соответствии с модными трендами.

— Трактора Беларуси смотрятся неплохо, но их нужно лучше подавать. Нужны красивые фотографии, маркетинговые материалы. Обо всем этом я говорил со своими белорусскими партнерами, и, думаю, они меня услышали, — завершает Эрик Рено.
 

Другие материалы рубрики
Кадастровая оценка земли как инструмент эффективного производства
Татьяна Зданович, Григорий Мороз
Опубликовано в №5 (145), май

Наличие у руководителя данных о кадастровой оценке сельскохозяйственных земель предприятия может способствовать повышению эффективности их использования. К сожалению, пока агропромышленные предприятия Беларуси не спешат...

Сохранение плодородия почв и защита от деградаций
Виталий Лапа
Опубликовано в №7 (159) июль
Теги:

Правительство утвердило Национальный план действий по предотвращению деградации земель на 2016–2020 годы, а также стратегию по реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. В числе приоритетов —...

Идентификация животных в вопросах и ответах
Алексей Жуков
Опубликовано в №1 (165), январь

23 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного...

Новое в законодательстве
Опубликовано в №5 (157), май

Представляем краткий обзор новых законодательных актов, затрагивающих сферу АПК и пищевой промышлености, принятых в апреле-мае 2015 года  

Из хорошего молока — качественный продукт
Лилия Крапивина
Опубликовано в №5 (157), май

Сырье для ОАО «Минский молочный завод № 1» поставляют 52 хозяйства Минской области. Молоко сорта экстра здесь составляет более 50 %, остальное — высшего, лишь 1–2 % — первого...

Диверсификация экспорта. На чем делать акцент производителям?
Наталья Карпович, Екатерина Макуценя, Василина Ахрамович
Опубликовано в №3 (155), март

Рост экспорта сельхозпродукции и диверсификация рынков сбыта — главные задачи отрасли. Решить их поможет информация о том, какие товары и регионы наиболее перспективны для экспорта, какие существуют ограничения для него, какие...

Комментарии
Войти как