Россия наращивает экспорт продуктов в Китай

08.07.2015 ​Поставки отдельных российских продуктов питания в Китай в I квартале этого года выросли в разы. По данным Федеральной таможенной службы в январе-марте 2015 года (данные по II кварталу пока опубликованы частично), которые проанализировал РБК, наибольший рост показали подсолнечное масло, шоколад, пиво и мед. Так, в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года экспорт подсолнечного масла в КНР в натуральном выражении вырос почти в тысячу раз, шоколада — в 18 раз, меда — 9 раз, пива — в 3 раза.

В абсолютном выражении объемы поставок выглядят не так впечатляюще:  например подсолнечного масла в I квартале в Поднебесную экспортировано 4 600 тонн – 0,4% от российского производства. Но динамика роста впечатляет. За весь 2014 год Россия экспортировала в Китай шоколада на 4,1 млн долларов, а только за I квартал этого года — на 2,8 млн долларов.

Для «разворота на Восток» у российского бизнеса есть основания, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров: в Китае растет прослойка «среднего класса», а значит растет спрос на более качественную еду — в том числе на подсолнечное масло, гречку, шоколад и бутилированную воду. «Но это товары для upper-middle класса. Они актуальны в первую очередь для ресторанов и отелей, потому что среднестатистический китайский потребитель вряд ли будет пить воду из бутылки, например, хотя в стране есть проблемы с питьевой водой».

По словам директора Китайского центра института МИРБИС Наталья Печерица, в Поднебесной началась «эпоха потребления». «Например, только в Гонконге в прошлом году потребление французского вина выросло в 25 раз — и это при том, что раньше китайские потребители вообще не знали этот напиток», — отмечает специалист. По ее наблюдениям, из российских продуктов у китайцев огромным спросом пользуется шоколад.

По данным MasterCard Worldwide, в 1995 году среднего класса в Китае не было вообще, но к 2016 году этот показатель составит 60%. То есть минимум каждый второй горожанин Китая будет зарабатывать от 6-25 тысяч долларов в год. Таким образом, общая  численность среднего класса, по прогнозам достигнет 340 миллионов человек.

Еще одна причина резкого роста – падение рубля, которое сделало российскую продукцию более конкурентоспособной, отмечает первый вице-президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Маргарита Федотова. Однако, уточняет она, Китай пока открыл для иностранцев не весь рынок: для ввоза алкоголя или зерна нужно получать специальные разрешения и договариваться о квотах.

Наталья Печерица из международной московской школы бизнеса «МИРБИС» отмечает, что российские игроки часто делают ошибки, пытаясь выйти на китайский рынок. По ее наблюдениям, большие игроки из России традиционно пытаются диктовать свои условия, не учитывая китайскую специфику: в силу культурных особенностей переговоры могут занять гораздо больше времени, чем привыкли российские бизнесмены.

«Кроме обычных процедур по лицензированию пищевой продукции, необходимо иметь китайского партнера, — поясняет Печерица. — Местные игроки работают с человеком, а не с юридическим лицом. Кроме того, лучше проводить лингвистическую экспертизу, чтобы русское название не показалось китайскому потребителю неблагозвучным. Иногда приходится менять упаковку, запах или цвет продукта — из-за разницы в менталитете».

Проблему для российских производителей представляют и юридические вопросы. Например, если европейские производители сразу регистрируют товарные знаки, то российские часто этого не делают. В результате в Китае сразу появляются «клоны» их продукции, а российские компании не имеют юридических оснований, чтобы остановить «пиратов».

В Китае сейчас большой спрос на молочную продукцию, которой исторически не было в национальной кухне, рассказывает Наталья Печерица. «В Пекине и Шанхае есть так называемые эко-лавки, в которых продаются в том числе молочная продукция и колбасы, и в этих лавках в буквальном смысле слова стоят очереди. По ее словам, российское сельское хозяйство в Китае считается отсталым, поэтому российская еда имеет репутацию экологически чистого продукта. Впрочем, пока, судя по данным таможенной статистики, большого роста экспорта молочной продукции и колбас нет.

По мнению Георгия Петрова, большой потенциал экспорта в Китай — у птицы и свинины. Собственные потребности в этой продукции Россия на 80-90% закрыла, а Китаю сейчас требуется высококачественная продукция. Хотя пока в России еще недостаточно развита логистика (в Китай продукты в основном доставляют по морю) и доступ на восточный рынок может быть затруднен.

В то же время, Роман Грибанов, представитель крупного российского производителя свинины «Арианта», отмечает, что компания ведет плотные переговоры с потенциальными китайскими партнерами, но в ближайшие годы, до расширения производства, холдинг сможет покрывать только внутренний спрос на свинину.

Также следует отметить, что один из крупнейших агрохолдингов «Мираторг» еще в апреле 2014 года заявил, что планирует начать экспорт говядины в страны дальнего зарубежья. Президент холдинга Виктор Линник позже уточнял, что в качестве приоритетных партнеров рассматриваются Китай, Япония и Южная Корея. Но, по данным ФТС, ни одной партии говядины из России с начала 2014 года в Китай вывезено не было.

Источник: http://agriculture.by

Другие материалы рубрики
Комментарии
Войти как