Беларусь хочет увеличить поставки мясомолочной продукции в страны СНГ, Азии и Африки

Ольга Среднева

Беларусь намерена увеличивать поставки продовольствия в страны СНГ, Азии и Африки, сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц 13 февраля в ходе онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.

«Мы не должны замыкаться только на российском рынке, хотя и эти объемы, безусловно, нам терять нельзя», - сказал он.

Как констатировал министр, сегодня статистика экспорта в страны СНГ и другие страны пока неутешительна: в эти страны Беларусь поставляет лишь 2% мяса и мясной продукции и 7% молока и молочной продукции. «Незначительные объемы поставок в эти страны по сравнению с экспортом в Российскую Федерацию обусловлены прежде всего высокой прибыльностью российского рынка для белорусских производителей», - пояснил министр.

По мнению Леонида Зайца, сегодня отдельные виды продукции белорусских производителей могут быть востребованы в странах Европейского союза, Азии, Южной Америки. «Это не просто слова: продукция организаций Минсельхозпрода поставляется в 46 стран мира. Мясо и мясопродукты - в 12 стран, молоко и молокопродукты - в 23 страны», - заметил он.

Кроме того, решение Европейской комиссии о предоставлении Беларуси права поставки молочной продукции на рынок стран ЕС позволило молокоперерабатывающим предприятиям республики начать поставки своей продукции на этот рынок. К примеру, ОАО «Савушкин продукт» заключило долгосрочный договор с торговой сетью «Максима» (Литва) на поставку йогуртов и других питьевых молочных продуктов.

«Если говорить о приоритетных направлениях диверсификации рынка мясомолочной продукции, то с точки зрения экономической эффективности это могут быть рынки стран СНГ, так как в Содружестве действует соглашение о зоне свободной торговли. Далее - страны Азии и Африки, то есть страны, которые не прибегают к тарифной защите своих рынков, как это делают страны Европейского союза, где импортные таможенные пошлины по многим видам продукции фактически составляют всю стоимость товара», - полагает глава Минсельхозпрода.

В то же время, считает он, резкого роста продаж в указанные регионы ожидать не стоит, так как ввиду длительного отсутствия предложений белорусский товар стал незнаком для местного потребителя. «Диверсификация экспорта белорусской продукции будет происходить по восходящей плавно, по мере вхождения на рынки третьих стран, сопряжена с прохождением ряда процедур. Это аттестация системы государственного ветеринарного контроля и перерабатывающих предприятий, проведение лабораторных исследований образцов продукции, поставка и выработка пробных партий, маркетинговое и рекламное сопровождение. Немаловажным условием является возможность поставки на рынки третьих стран на беспошлинной основе», - заметил Леонид Заяц.

Он также проинформировал, что в настоящее время белорусская сторона работает над расширением перечня животноводческой продукции для поставок в страны Евросоюза. Уже проведена первая инспекционная миссия экспертов ЕС в целях оценки имеющихся систем контроля, регулирующих производство мяса птицы, предназначенного для экспорта в ЕС. Республика подала в Еврокомиссию заявку на проведение повторной инспекции в удобное для экспертов Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей Европейской комиссии время.

«В целом я считаю, что работу по освоению новых рынков, особенно стран дальнего зарубежья, надо проводить централизованно, продукцию реализовывать через единого оператора», - сказал министр.

Леонид Заяц сообщил, что сейчас предварительные договоренности и возможность поставки сухих молочных продуктов, животного масла, сыров в регионы Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Китая имеет ЗАО «Мясо-молочная компания». Он напомнил, что основная задача, которая ставилась при ее создании, - это увеличение экспорта молочной продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья, диверсификация рынков сбыта и устранение внешней конкуренции белорусских производителей на мировых рынках. «Проработка рынков сбыта этих стран показывает их высокую емкость. Такие страны как Алжир, Ангола, Бангладеш, Никарагуа, Оман, Саудовская Аравия ежегодно закупают в значительных объемах сухое обезжиренное и сухое цельное молоко, животное масло 82% жирности, сухую молочную сыворотку, сыры. Но, чтобы проводить масштабную диверсификацию в условиях падения мировых цен важно выработать механизм поддержки производителей. Над этой задачей министерство сейчас и работает», - добавил Леонид Заяц.

 

Другие материалы рубрики
Комментарии
Войти как