Убьет ли Tesla сырьевые экономики?

Эдуард Могилевский

26.04.2016 Годы почвенничества воспитали во мне злобного ретрогада. Я на все смотрю со скепсисом и, прежде всего в зеркало.

На днях саудиты решили стать инновационной экономикой, что вызвало очередной всплеск эмоциональных высказываний про крах сырьевых экономик. Возможно, некоторым странам будет действительно несладко. Вероятно, что в ближайшие годы сырьевые экономики будут жить скромнее. Но ждет ли их полный крах? Вряд ли, ведь человечество пока не склонно к депопуляции, поэтому потребление товаров будет расти. Товары, конечно же, делаются из сырья, а не из воздуха (о товарах, которые делаются из воздуха, будет ниже). Соответственно спрос на сырье будет либо стабильным, либо расти. С другой стороны есть предложение, которое в случае с сырьевыми товарами в теории управляется немного проще, чем с готовой продукцией. То есть краник можно открутить, а можно прикрутить. Например, раньше так было с нефтью. Сейчас уже не так, но не так, не по той причине, что краника нет, а по той, что он не работает.

Некоторые сырьевые товары имеют свою инерцию. Например, если вы хотите сегодня увеличить производство молока, то в реальности получите увеличение примерно через год, потому что вам нужно вырастить телку, осеменить ее и сделать так, чтобы она родила. Вы, конечно, можете не выбраковывать старых коров, что сократит сроки, необходимые для увеличения производства с двух лет до того одного, про который я сказал. Точно также и сократить это производство вы можете только волевым решением – отправив скот под нож, но что вы тогда потом будете делать? Забить дойную корову почти всегда – чистый убыток, особенно если вы доили ее меньше 3-4 лет. Поэтому тех телочек, которых вы сегодня решили оставить для расширения стада и увеличения производства, без существенных финансовых потерь вы сможете отправить на мясокомбинат только через 5-6 лет после рождения.

Предложение растет, цены падают, производство сокращается, спрос превосходит предложение – цены опять растут. Так что сырьевая экономика будет жить, может не очень хорошо в ближайшие годы, но в итоге цены на сырье пойдут вверх. Возможно, даже и на нефть.

Что будет, когда произойдет сокращение спроса? Ну, например, на нефть, потому что все пересядут на электромобили.

В прошлом году в Беларуси было зарегистрировано 2,9022 миллиона легковых машин. Некоторые из них стояли, некоторые ездили. Среднего пробега по Беларуси я не знаю, но например, про Германию говорят, что там 30-40 тыс. км в год, в России, говорят – 16,7 тыс. в год. Наша семья в первый год после покупки машины наездила примерно 40 тыс. километров. Сейчас правда годовой пробег снизился до 10-15 тыс. В общем, возьмем несколько цифр.

Tesla Model S расходует на 100 км 23-25 Квт*ч. Положим, что нечто более бюджетное будет есть 20 Квт.*ч

Приняв средний пробег на легковой автомобиль в 10 тыс. мы получим 5,84 млрд. Квт*ч в год на весь автопарк. Приняв средний пробег в 15 тыс. – мы получаем 8,76 млрд. кВт*ч. Если возьмем немецкую нижнюю границу – 30 тыс., то уже 17,5 млрд. кВт*ч.

В 2014 году энергетический баланс нашей страны был отрицательным: 34 млрд. произвели, 37 потребили. АЭС после того, как ее построят, будет давать 17,1 млрд. кВт*ч в год. Все четыре блока.

В общем если мы все пересядем на «теслы», то даже белорусской АЭС не хватит, чтобы заправить их при существующем энергобалансе, если будем ездить, как немцы.

Впрочем, есть же еще эти все пики потребления дневные/ночные, в которых я не очень хорошо понимаю, но знаю, что есть те, кто разъяснит. Правда, надо помнить, что зарядка «тесл» тоже несколько изменит структуру потребления в течение дня, а также подаваемую мощность для всех этих быстрых зарядок. Ну и я еще не считал общественный и грузовой транспорт.

А что в мировых масштабах? Энергия для электромобилей не возникнет из воздуха, значит, ее будут генерировать. Из каких источников? А кто ж его знает. Как быстро будет расти парк машин и потребление электроэнергии? Будет ли это идти достаточно медленно, чтобы мы могли строить что-нибудь возобновляемое, или достаточно быстро, чтобы опять начать жечь мазут на ТЭЦ? Будут ли масштабы возобновляемых источников на самом деле так чисты и безопасны, как сейчас, когда их доля невелика?

А теперь еще одна фишка. Вот Tesla Model S имеет батарейку на 85 квт*ч. Мне удалось выяснить, что в среднем на 1 квт*ч идет порядка 0,8 кг. То есть на автопарк Беларуси, состоящий из «тесл» надо 197 тыс. т лития. А ведь батарейки еще нужно менять, и есть другие потребители лития, кроме автопрома. Разведанные запасы лития на 2014 год оцениваются в 40 млн. т, то есть хватит, вроде бы на 20 стран вроде нашей, но, во-первых, автопарк во многих странах значительно больше белорусского, а, кроме того, и мы не считали грузовики.

Это такие прикидки на коленке, но вот исследование 2011 года говорит, что из имевшихся на тот момент запасов можно было бы произвести миллиард 40-киловаттных батарей для машин. Запасы, конечно, выросли, но, судя по Tesla, на 40 киловатт*часах особо далеко не уедешь.

А вот вам картинка с ценой на карбонат лития.

И что, конец, сырьевым экономикам?

Вот что может им действительно положить конец, это виртуальная реальности, когда потребление материальных товаров действительно упадет, и будет заменяться потреблением товаров виртуальных.

(Данная рубрика является блогом, мнение автора может не совпадать с мнением редакции Agriculture.by)

Другие материалы
Комментарии
Войти как