«Золотая жила» вторичного рынка

«Золотая жила» вторичного рынка
Алексей Семков
Опубликовано в №12 (140), декабрь

У вторичного рынка сельхозтехники в нашей стране отличные перспективы. В этом убедились участники республиканского совещания-семинара, посвященного вопросам ремонта и подготовки техники к новому сезону и прошедшего на базе предприятий Лидского района. Здесь уже не первый год с выгодой возвращают к жизни старые трактора, сельхозмашины и прицепы, которые пользуются спросом в Беларуси и за ее пределами.

Прибыль из долгов

Вторичный рынок сельхозтехники для многих белорусских предприятий может стать ключом к выходу из кризиса, ресурсом для устойчивого развития, а для некоторых, как показывает опыт Лидского района, и «золотой жилой». На Гродненщине успешно работают над восстановлением и продажей бывшей в употреблении техники. Более десяти лет этим занимается Мостовский ремзавод. Здесь выкупают старые трактора МТЗ, проводят их капитальный ремонт и модернизацию, а затем продают в Россию, Украину, Молдову и другие страны. За это время предприятие продало более 400 машин на сумму 3,5 млн долларов США.

ОАО «Лида-агротехсервис» пока не может похвастать такими результатами, но и специфика у предприятия другая: здесь восстанавливают сельскохозяйственные машины и прицепы, при этом решают сразу несколько проблем. Не секрет, что у сельхозпроизводителей имеется большая задолженность перед предприятиями РО «Белагросервис». «Лида-агротехсервис» выкупает у хозяйств в счет погашения задолженности старые, пришедшие в негодность прицепы и сельхозмашины, восстанавливает, а затем продает по цене в 40–60 % от стоимости нового аналога тем, у кого есть деньги. В итоге выигрывают все. Агросервис превращает проблемную задолженность в деньги, причем с прибылью, предприятие обеспечено работой, имеет оборотные средства. В свою очередь, хозяйства получают возможность приобрести более дешевую технику, а значит, сократить себестоимость продукции. При этом ОАО «Лида-агротехсервис» продает не кота в мешке, как это происходит при покупке автомобиля с рук, а прошедшую испытания полноценную машину со всеми необходимыми документами и сертификатами и с годичной гарантией. Неудивительно, что при таком подходе клиентов не надо уговаривать, особенно тех, кто умеет считать деньги, например российских фермеров.

ОАО «Лидаагропроммаш» в последние годы большую часть продукции реализует за пределами Беларуси, особенно это касается комбайнов. Наряду с новой техникой здесь занимаются ремонтом и восстановлением старой. Такие услуги пользуются популярностью, тем более что обходятся недорого. По словам директора предприятия Олега Плавского, восстановление комбайна «Лида-1300» без замены силового агрегата стоит 80–90 млн руб., с заменой стоимость увеличивается до 230 млн. При этом возможны различные варианты модернизации, вплоть до перевода машины на полугусеничный ход. Если предприятие выкупает старый комбайн, то после восстановления он продается за 60–70 % от стоимости нового в зависимости от того, пришлось менять двигатель или нет. С учетом относительно невысокой цены лидских комбайнов для аграриев России и Казахстана это отличный шанс обновить свой парк техники, которым они и пользуются.

Активно работают на рынке вторичной техники и частные предприятия. Так, клецкое ЧП «ЛенжданЕвроТранс» специализируется на восстановлении и модернизации тракторов «Кировец» К700/701, превращая их в современные машины. Знаменитый «Кировец» получает новую кабину от «Амкодора», которая соответствует всем нормам безопасности, — уже нет нужды устанавливать на машину специальные дуги. Кабина комплектуется кондиционером. Трактор снабжают новым двигателем, гидравликой, электрооборудованием, гидроусилителем руля. В дальнейшем предприятие оказывает услуги по гарантийному и сервисному обслуживанию. Стоимость такой модернизации составляет 300–700 млн руб. в зависимости от того, необходима ли замена двигателя. Кроме того, клецкое предприятие сотрудничает с ЗАО «Петербургский тракторный завод», поэтому в рамках модернизации возможна установка различных комплектующих, используемых при производстве современных «Кировцев», в том числе европейских двигателей, гидравлики и т. д.

Несмотря на то что в нашей стране есть примеры успешной работы на вторичном рынке сельхозтехники, особой активности на нем не наблюдается. Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич видит главную причину в пассивности руководителей на местах. Нельзя также не признать, что рост рынка несколько сдерживается особенностями нормативно-правовой базы. Возможны различные трактовки механизмов определения стоимости выкупаемой у хозяйства техники, продажи списанных и находящихся на балансе сельхозпредприятия машин. Однако Лидский район демонстрирует, что при наличии желания найти юридически правильное решение данных проблем можно. Впрочем, Леонид Маринич принял во внимание аргументы участников совещания и пообещал инициировать подготовку инструкции МСХП или Совмина, в которой бы регламентировались механизмы определения стоимости старой техники и выкупа ее, в том числе в счет погашения долгов.

В развитии рынка вторичной техники должны быть заинтересованы все стороны. Государство ежегодно выделяет значительные средства на обновление машинно-тракторного парка хозяйств, однако немало техники и списывается. Между тем приобретение новых машин чаще всего означает дополнительную долговую нагрузку на сельхозпредприятие. Кроме того, можно ожидать, что к распределению государственных средств в ближайшие годы правительство будет подходить жестче. Одним словом, покупка восстановленной техники станет для многих хозяйств наиболее реальным способом пополнения машинно-тракторного парка.

— На вторичном рынке сельхозтехники можно и нужно работать, зарабатывать на нем деньги. Сегодня СПК имеют огромные долги перед ремонтными предприятиями, задерживают платежи по лизингу. Работа на вторичном рынке предусматривает и схему возврата долгов, которую с успехом реализуют здесь, в Лидском районе. Вы постоянно видите в СМИ объявления «Продаю технику б/у», но ее надо не просто продавать, а восстанавливать, давать на нее гарантию; быть постоянным партнером, а не случайным продавцом с двумя-тремя машинами. Я хотел бы, чтобы все участники семинара сделали выводы и поспешили включиться в эту работу. Необязательно, чтобы это были все ремзаводы, достаточно двух-трех на область. Но кто первый встанет и займет эту нишу, тот будет чувствовать себя очень хорошо.

Ремонтная кампания должна активизироваться

Спешить нужно не только с освоением вторичного рынка, но и с ремонтом техники к новому сельскохозяйственному сезону. Леонид Маринич подчеркнул важность ремонтной кампании, поставив ее в один ряд с посевной и уборочной.

— Когда мы весной проанализировали наличие кормоуборочной техники, то пришли к выводу, что можем убрать первый укос даже быстрее, чем за 10–12 дней. На деле оказалось, что только в Могилевской области более-менее уложились, проведя укос за 16 дней, в остальных — убирали около месяца или больше. Максимально в работах было задействовано лишь 50 % от имеющихся кормоуборочных комбайнов, а косилок — и вовсе 20 %. Между тем животноводство дает нам 70 % валового производства сельхозпродукции. Молоко — львиная доля экспорта. При этом мы заваливаем заготовку кормов, причем именно из-за несвоевременной подготовки техники к сезону, — заявил первый заместитель министра.

Леонид Маринич приказал завершить дефектовку техники до середины декабря и своевременно провести ее ремонт к новому сезону, уделив повышенное внимание кормоуборочным машинам.

Еще одно проблемное направление — энергонасыщенные трактора производства МТЗ. Сейчас в аграрной отрасли эксплуатируется более 4,2 тыс. «Беларусов» моделей 3022 и 3522, причем только 1,2 тыс. из них находятся на гарантийном обслуживании. Ремонт оставшихся 3 тыс. целиком ложится на плечи сельхозпредприятий и агросервисов. Создаваемая по поручению Президента сеть технических центров по обслуживанию не везде работает результативно. Кроме того, проблемы возникают и из-за конструктивных недостатков энергонасыщенных машин. Недавно в Совете министров состоялось совещание, посвященное их устранению. Заинтересованные стороны, включая МСХП, Минпром и МТЗ, пришли к соглашению и выработали меры, которые в ближайшее время должны исправить ситуацию. Вместе с тем Леонид Маринич обратил внимание на необходимость своевременного выставления претензий заводу-изготовителю и содержания техники в надлежащем состоянии. Есть случаи, когда из-за бесхозяйственности эксплуатирующих организаций создаются формальные поводы для лишения гарантии и отказа в устранении неполадок, причиной которых являются конструктивные недостатки техники, а не нарушение режима ее эксплуатации.

В рамках ремонтной кампании запланировано отремонтировать свыше 24 тыс. тракторов, более 7 тыс. зерноуборочных и 2,8 тыс. кормоуборочных комбайнов. Работы будут идти как на площадках самих хозяйств, так и на специализированных предприятиях. Порядок проведения ремонта и необходимые меры прописаны в приказе МСХП еще от 30 октября 2013 года. Однако осуществленные сотрудниками министерства проверки на местах показали, что некоторые пункты приказа выполняются формально. К счастью, еще есть время для того, чтобы активизировать работу и уложиться в установленный график.

Начальник Главного управления технического прогресса и энергетики с Главгостехнадзором Владимир Бурдыко отметил, что на уровне республиканского руководства приняты все необходимые меры:

— В бюджетах областей запланировано 320 млрд руб. на проведение ремонтной кампании, из них 100 млрд — на удешевление ремонта на специализированных заводах. Хотелось бы, чтобы работа не была пущена на самотек. Все организационные вопросы на уровне республики решены, теперь все зависит от организации этих работ на местах.

С ним согласен генеральный директор РО «Белагросервис» Николай Лабушев. Он сообщил, что структуры «Белагросервиса» полностью готовы к ремонтной кампании. Созданы запасы запасных частей, причем как для отечественной, так и для импортной техники, в том числе произведенных по программе импортозамещения.

— Пора переходить к активной фазе ремонта. Ваша задача — сделать так, чтобы техника поступила на ремонтные предприятия и была подготовлена к новому сезону, — сказал глава «Белагросервиса», обращаясь к своим подчиненным и заместителям начальников райсельхозпродов по механизации.
 

Другие материалы рубрики
Минеральные удобрения с максимальной эффективностью
Леонид Степук
Опубликовано в №2 (130), февраль

Сегодня применение минеральных удобрений во многом определяет эффективность земледелия. Причем зачастую важна не столько их доза, сколько равномерность внесения. Необходимо, чтобы все растения на поле получали оптимальное питание. Эту...

Как сократить дефицит минеральных удобрений?
Александр Клочков
Опубликовано в №3 (167), март

Минеральные удобрения оказывают значительное влияние на урожайность и эффективность земледелия. По разным причинам их применение в нашей стране снижается. Однако рациональное внесение удобрений в состоянии компенсировать их частичную...

Полуприцепы: концепции многофункциональности
Алексей Жуков, Иван Лабоцкий
Опубликовано в №10 (162) октябрь

Agritechnica 2015: картофельная техника, погрузчики, шины и агро IT
Алексей Жуков
Опубликовано в №11 (163) ноябрь

Журнал «Белорусское сельское хозяйство» продолжает знакомить читателей с тенденциями и новинками выставки Agritechnica 2015. В этом материале картофельная техника, погрузчики, шины и агро IT

Ведра? Вчерашний день!
Маркус Пальке
Опубликовано в №4 (180), апрель

Выпойка телят всегда была трудозатратной операцией. Облегчили работу мобильные емкости («молочные такси»). А если полностью автоматизировать процесс? 

Ремонтный молодняк яичных кроссов — ставка на оборудование «Шпехт»!
Маргарита Якоб, Виктор Нестеровский
Опубликовано в №11 (175), ноябрь

Выращивание ремонтного молодняка яичных кроссов, целью которого является максимальное сохранение поголовья с высокой однородностью стада для его последующего введения в яйцекладку в оптимальном для данного кросса возрасте и получения...

Комментарии
Войти как