Урожай в контейнере. Зеленые фермы Бруклина

Урожай в контейнере. Зеленые фермы Бруклина
Ирина Филипкова
Опубликовано в №10 (186), октябрь

11.11.2017 Чуть менее года назад младший брат гендиректора Tesla Илона Маска, Кимбал Маск, основал городскую ферму в Нью-Йорке. Десяток транспортных контейнеров с вертикальными «садами», где молодые предприниматели выращивают сельхозпродукцию для мегаполиса, — в такой необычный аграрный стартап вылилась смелая концепция. О работе бизнес-инкубатора для фермеров, технологических прорывах в сфере производства продовольствия и еде будущего — в нашем материале.

Контейнер площадью в гектар

Кимбал Маск уже более десяти лет владеет сетями ресторанов The Kitchen и Next Door, примечательных тем, что для приготовления блюд из их меню используют исключительно продукты местного производства. В 2011 году бизнесмен запустил некоммерческий проект по обучению школьников азам сельского хозяйства. Для этого более чем в 300 школах США были созданы так называемые учебные сады — по сути, пришкольные участки с грядками.

Благодаря таким школьным огородам дети не только видят, как растет еда, но и сами участвуют в процессе ее выращивания.

Маск, неоднократно заявлявший о своем намерении совершить революцию в области производства продуктов питания, на этом не остановился. В ноябре 2016 года на пару с бизнесменом Тобиасом Пеггсом он запустил концептуальный проект Square Roots — массовое производство сельскохозяйственных культур в центре самого густонаселенного района Нью-Йорка, Бруклина. Square Roots — это инкубатор для начинающих фермеров, где молодые предприниматели получают экспертную поддержку, базовые знания в области сельского хозяйства и средства производства.

Компания Square Roots расположилась между старым зданием завода Pfizer и домом, где вырос американский рэпер Jay-Z. Ферма представляет собой кластер из десяти грузовых контейнеров, в которых методом вертикального земледелия выращивают различные культуры. В отличие от традиционных сельхозпроизводств, здесь используют гидропонику и светодиодное освещение. Разумеется, это далеко не все отличия контейнерной фермы от классических хозяйств.

Внутри каждого контейнера площадью 30 м2 установлены четыре параллельные стены, на которых в питательном водном растворе растут зелень и пряности. Для освещения используются светодиодные шнуры голубого и розового цвета. Такой «огород» способен произвести более 22 кг салата-латука в неделю, годовой выход — до 50 тыс. кочанов. Производительность одного стандартного контейнера для перевозки грузов сопоставима с урожайностью поля площадью почти в один гектар.

Контейнеры для избранных

У каждого из контейнеров есть «хозяин» — молодой предприниматель, который попал в шорт-лист счастливчиков, отобранных для участия в программе. Из более чем 500 претендентов, подавших заявки, Маск и Пеггс выбрали всего десятерых. По мнению компаньонов, эта «великолепная десятка» — фермеры будущего, хотя практически никто из них не имел раньше отношения к сельскому хозяйству.

Тридцатилетний Эрик Грожик, выпускник Гарварда, подался в фермеры из инвестиционного банкинга. Раньше его дни проходили в тишине офиса за составлением таблиц. А сейчас он включает рэп погромче, пока собирает урожай на своей собственной ферме в центре Бруклина. Он помнит, как в первый день программы контейнеры еще только выгружали автокраном, а уже через неделю посеяли семена. Эрик прошел обучение по искусственному освещению, химии воды, балансу питательных веществ, развитию бизнеса и продажам. Каждую неделю он собирает от 7 до 9 кг продукции. У Эрика 45 клиентов, заказы которым он доставляет лично.

Что именно выращивать на ферме, подсказывает обратная связь. Вообще, в контейнерах растет около 40 разновидностей зелени, самые популярные из которых — салат-латук, базилик, кудрявая капуста, мангольд, руккола, шпинат, сарептская горчица.

Двадцатичетырехлетний Джош Элибер переехал в Бруклин из Бостона специально для того, чтобы работать в Square Roots. Так же как и его коллега Эрик, прежде он не имел никакого отношения к агробизнесу, а сейчас выращивает пряности в вертикальном саду. Его ферма потребляет менее 40 л воды в день — этого не хватит даже для того, чтобы принять душ. С помощью компьютера Элибер может самостоятельно задавать и контролировать различные параметры, которые влияют на вкус и текстуру продукта, — от уровня кислорода до влажности. Данные о «самочувствии» огорода поступают на панель управления от специальных датчиков, размещенных в ячейках с растениями. При желании фермер может создать в контейнере климат любого типа — хоть тропический, хоть как на северо-востоке США.

Свою продукцию — базилик и другие травы — Элибер продает преимущественно дорогим итальянским пиццериям в Нью-Йорке. К слову, свой первый урожай все фермеры из Square Roots реализовали на местном продуктовом рынке.

Коллега Грожика и Элибера — двадцатисемилетняя Электра Джарвис приходит на ферму три дня в неделю. Каждую среду она четыре часа скрупулезно пересаживает 800 саженцев в маленькие контейнеры. Через две недели растения отправятся в настенные ячейки. «Надо, чтобы еду выращивали в городах поближе к потребителю», — считает она.

Все растения выращивается без ГМО и пестицидов, а работают вертикальные фермы на протяжении всего года.

Критики концептуального сельхозпроизводства отмечают, что искусственное освещение потребляет много электроэнергии. По словам Пеггса, Square Roots прорабатывает вопрос перехода в будущем на солнечные батареи, поскольку электричество действительно является самой большой статьей расхода программы. Поэтому освещение в контейнерах работает только вечером и ночью, в отличие от других ферм, где свет горит круглосуточно.

Нанобайт, мегабайт и терабайт

Эрик, Джош, Электра и остальные семеро предпринимателей учатся культивировать не только растения, но и бизнес. Помимо производственных площадей, программа предоставляет фермерам доступ к передовым технологиям и предполагает обучение по ряду дисциплин. 30 % выручки от продаж сельхозпродукции компания отдает фермерам. По подсчетам Пеггса, за год предприниматели зарабатывают по 30–40 тыс. долларов.

Разумеется, есть у фермеров и издержки: они самостоятельно покрывают операционные расходы своих ферм — на воду, электричество и семена, а также платят аренду. В целом это выливается в 1 500 долларов в месяц.

Альтернативный путь, говорят создатели проекта, — закончить программу MBA в области продовольственного менеджмента. Но такое обучение стоит десятки, а то и сотни тысяч долларов. По окончании программы в Square Roots фермеры могут открыть собственные компании.

Как уже говорилось, продукция с контейнерной фермы отправляется в рестораны, точки розничной торговли и по индивидуальным заказам. Приверженцы здорового питания могут заказать свежую зелень прямо в офис — на натуральные «снеки» прямо с грядки «подсели» уже около 80 компаний по всему Нью-Йорку. Салатные миксы фасуются в пакетики и развозятся по офисам на еженедельной основе. За 7 долларов можно подписаться на «нанобайт» — один пакетик с зеленью. «Мегабайт» (три пакета) стоит 15 долларов в неделю. Самая дорогая опция — «терабайт», или семь пакетов с салатной смесью, — обойдется в 35 долларов в неделю. Такие варианты доставки получили свои названия от игры слов: bite с английского переводится как «кусать» или «перекус» и произносится идентично слову byte, которое означает единицу информации. Отсюда и префиксы из мира информационных технологий.

Свет аграрной науки

Программа занятий и работы в бизнес-инкубаторе рассчитана на 13 месяцев. В этот период десятеро новоиспеченных фермеров получают доступ ко всей платформе Square Roots, обучаются навыкам выращивания натуральных продуктов и развивают менеджерские компетенции в области агробизнеса. В командах по два человека: они разрабатывают бизнес-план, в который уже включена существующая клиентская база, налаженные каналы продаж и поддержка фермерства.

Обучение предполагает уроки, семинары, встречи с тренерами, конференции по производству натуральной еды, практические занятия, оценку профпригодности — все это индивидуально и в группах. К услугам слушателей Square Roots — 120 менторов, готовых поделиться своими знаниями и опытом.

Программа поддерживает индивидуальное развитие в таких направлениях, как реализация проектов, стратегическое мышление и лидерство — три ключевых элемента успешного предпринимательства. Значительная часть программы посвящена брендингу и маркетингу.

Помимо исполнения бизнес-плана, всем участникам дается возможность развивать стратегические инновации в своем агробизнесе. По окончании программы ее выпускники передают свои бизнесы следующим ученикам, а сами могут начать «сольную» карьеру в производстве продуктов питания, открыть собственный бизнес и даже стать членами команды Square Roots.

В июле этого года Square Roots объявила о начале приема заявок на второй сезон, который стартует в октябре. Поддержку молодым фермерам оказывает Министерство сельского хозяйства США — выдает небольшие кредиты на покрытие предварительных операционных расходов. Среди других инвесторов — компании Powerplant Ventures, GroundUp, Lightbank и FoodTech Angels.

Революция в области продовольствия

В конце 1990-х, после технологического бума, братья Маск перебрались из ЮАР в Силиконовую долину. Они инвестировали в компанию X.com, которая позже объединилась с PayPal и была приобретена eBay.

Решению создать Square Roots немало поспособствовало знакомство Кимбала Маска с Пеггсом, который лет десять подряд запускал технологические стартапы. В конечном итоге они были проданы Walmart и Adobe. До того как основать Square Roots, Маск и Пеггс вместе работали над сетью ресторанов The Kitchen: Пеггс занимался ее расширением в различных городах.

Когда Пеггса спрашивают, как ему пригодился опыт в сфере информационных технологий для вертикального земледелия, он отвечает, что мотивация в обеих областях одинаковая — решать невыполнимые на первый взгляд задачи. «Полгода назад эта ферма существовала только в виде презентации в PowerPoint», — рассказывал он журналистам спустя несколько месяцев после запуска проекта.

К 2020 году компания Square Roots намерена открыть представительства в 20 городах США. Цель ее создателей — производить натуральную, или, как они сами формулируют, «настоящую», еду. Интерес к «прозрачным» продуктам питания, т. е. тем, которые выращиваются локально, а не доставляются за сотни километров, постоянно растет. И эта гастрономическая тенденция наблюдается не только в Бруклине.

Например, в 2016 году в Ньюарке (штат Нью-Джерси) начала работу самая крупная в мире вертикальна ферма AeroFarms. А в конце 2015-го компания Gotham Greens открыла крупнейшую в мире ферму на крыше в Чикаго.

Не так давно Square Roots оборудовала офисные помещения на площадях Pfizer. В прошлом завод производил аммиак, которым опрыскивали растения на полях: после Первой мировой войны это было жизненно необходимо для продовольственной безопасности. А сейчас в здании размещаются стартапы по производству экологически чистой продукции. «Справедливость восстановлена», — шутит Пеггс.

Для второго сезона программы обучения молодых фермеров, которая, вероятно, будет запущена не в Нью-Йорке, а в каком-то другом городе, компания уже собрала 5,4 млн долларов. Более трети этих средств внес Collaborative Fund, который ранее инвестировал в Sweetgreen и Kickstarter — компании, работавшие с Square Roots.

«Впереди у нас, бесспорно, много работы, и это финансирование помогает ее форсировать», — комментирует Маск. По его словам, компания работает над тем, чтобы проекты в области «железа» и софта помогали фермерам выращивать натуральные продукты при меньших затратах и вовлекали как можно больше энтузиастов, готовых попробовать себя в городском сельском хозяйстве. «Мы строим такое будущее, где бы каждый житель планеты имел прямую связь с фермером, который производит еду, заслуживающую доверия», — говорит бизнесмен.

Другие материалы рубрики
Этапы большой картофельной чистки
Дмитрий Комлач, Алексей Жуков
Опубликовано в №8 (148), август

Системы первичной очистки являются одними из самых важных узлов картофелеуборочного комбайна. От того, насколько качественно и бережно они отделят клубни от камней, почвы и других примесей, во многом зависят не только затраты на...

Нанохозяйство. Российские высокие технологии для АПК
Алексей Семков
Опубликовано в №11 (139), ноябрь

Современное сельское хозяйство стремительно становится высокотехнологичной отраслью. Информационные, электронные и даже нанотехнологии постепенно проникают на ферму и помогают аграриям в поле. Фонд инфраструктурных и образовательных...

Еще раз об основных факторах, определяющих качество травяных кормов
Опубликовано в №6 (158), июнь
Теги:

Заготовка кормов — одна из важнейших кампаний в течение года, прежде всего для тех хозяйств, где цех животноводства уже стал основным источником доходов. Чтобы получить качественные корма, особенно травяные, приходится...

Ольга Еременко
Опубликовано в №7(195), июль
Теги:

Техника Amazone выделяется ярким цветовым решением: оранжевый и зеленый цвета удачно сочетаются, делая машины этого производителя заметными и в поле, и на выставочных площадках. Современный дизайн,...

Насколько эффективен 500-сильный трактор в условиях Беларуси?
Владимир Самосюк, Александр Ленский
Опубликовано в №4 (132), апрель

Сегодня в Беларуси выпускаются энергонасыщенные трактора с двигателями 300 и 350 л. с., однако мировые производители активно предлагают 500-сильные модели. Насколько эффективны подобные машины в условиях нашей...

Уборка-2015: этапы и результаты
Александр КЛОЧКОВ
Опубликовано в №9 (161) сентябрь

Комментарии
Войти как