«Социальный заказ» для производителей сельхозтехники

«Социальный заказ» для производителей сельхозтехники
Алексей Жуков
Опубликовано в №11 (139), ноябрь

Глобализация требует от аграриев стран Таможенного союза повышения конкурентоспособности как по качеству, так и по цене продукции. Не последнее слово в этом процессе — за техникой. О наиболее перспективных направлениx развития сельхозмашиностроения ТС и о «социальном заказе» для агроинженерной науки шла речь на ежегодной конференции «Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве», проводимой Научно-практическим центром НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства.

Традиционно конференция собрала десятки ученых из Беларуси, России, Казахстана, а также из стран СНГ и Евросоюза. В течение двух дней ее участники делились своими наработками, обсуждали актуальные проблемы отрасли. Крайне полезным был опыт польских и украинских ученых и инженеров, в том числе их подходы к созданию новой техники и методик ее эксплуатации в связи с введением норм Европейского союза. Похожая работа предстоит специалистам стран ТС. В рамках формирования ЕЭП меняются многие нормативы. Кроме того, приходится учитывать требования ВТО и экологические нормативы ЕС, которые пусть не сразу, но постепенно будут внедряться и у нас.

Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич в своем приветственном докладе де-факто изложил «социальный заказ» села агроинженерной науке. По его словам, на обновление машинно-тракторного парка аграрии с поддержкой государства тратят огромные деньги:

— Ежегодно в Беларуси закупается 1 000–1 200 зерноуборочных, 400 кормоуборочных, до 100 картофелеуборочных комбайнов, около полутора тысяч тракторов, в том числе энергонасыщенных. В 2005 году на обновление МТП государством было выделено 890 млрд белорусских рублей, в 2013-м на эти цели будет израсходовано 2,3 триллиона. Благодаря столь значительным инвестициям удалось в 2005–2009 годах обновить парк на 75–90 %, а в последующие годы поддерживать его на современном материально-техническом уровне.

Сейчас техника разрабатывается, производится и поступает в хозяйства в рамках отраслевых специализированных программ. Работа ведется на базе системы машин на 2011–2015 годы. Леонид Маринич отметил ее принципиальные отличия от предыдущих:

— В ней прописана возможность полнокомплектной поставки машин для интенсивных технологий. Иными словами, если говорить о кормопроизводстве, то речь идет о создании и выпуске всего шлейфа машин — от посева трав до их уборки и укладки в траншеи или упаковки в полимерные материалы.

В новой программе также предусмотрено снижение металлоемкости при разработке новой техники. Ранее речь шла только о сокращении уровня энергоемкости производимых машин.

В век высоких технологий аграриям требуются эффективные средства автоматизации и компьютеризации технологических процессов, в первую очередь в стационарных производствах: на птице- и свинофермах, молочно-товарных комплексах. Сегодня, по словам Леонида Маринича, АПК выдвигает и новое требование — автоматизацию и компьютеризацию технологических процессов, выполняемых с помощью прицепных и самоходных машин. Точное земледелие и животноводство постепенно входят и в жизнь белорусского крестьянина.

Испытывать на полигоне, а не в хозяйстве

Леонид Маринич также обратил внимание на необходимость существенного улучшения качества и надежности базовых компонентов выпускаемых машин. Так, сейчас основу тракторного парка страны составляют «Беларусы» производства ПО «МТЗ». Перед тракторостроителями стоит задача в течение ближайших двух лет предложить машины мощностью 450–500 л. с. Однако сегодня аграрии столкнулись с рядом серьезных проблем при эксплуатации энергонасыщенных тракторов мощностью 350 л. с. Требуют усовершенствования коробка передач, трансмиссия, система гидравлики, другие узлы и агрегаты.

Во многом проблемы, с которыми аграрии сталкиваются при эксплуатации новой отечественной техники, запрограммированы уже на стадии ее создания. Сегодня только ПО «МТЗ» имеет собственный испытательный полигон, где можно выявить недоработки еще до запуска машины в серию. При этом в нашей стране выпуском сельхозтехники занимается более 80 предприятий. Леонид Маринич призвал к строительству одного или нескольких испытательных полигонов:

— Сегодня Белорусская машиноиспытательная станция бракует машины уже по факту выпуска и организации производства. Думаю, что испытания в условиях хозяйства — неверный путь. Результаты работы машины в хозяйствах можно использовать для ее модернизации и усовершенствования через несколько лет после начала серийного производства. Хозяйства не должны быть испытателями техники. Если у каждого завода будет свой полигон или мы построим один-два полигона для комплексного испытания сельхозтехники, то серьезно повысятся ее надежность и экспортный потенциал.

Новым технологиям — больше внимания

Также первый заместитель министра отметил медленное внедрение новых разработок в сельхозпроизводстве:

— Сегодня нам нужны почвообрабатывающие и иные машины, с которыми трактор сможет работать вне борозды. Такой плуг создан в Беларуси и выпускается Минойтовским заводом, но, к сожалению, интерес к нему проявляют в основном российские покупатели.

То же самое можно сказать и об аэраторе АСК-4,5, предназначенном для ускоренного приготовления качественных компостов. Недостаточное внедрение подобных агрегатов негативно сказывается на работе по сохранению и улучшению плодородия почв. В среднем на 1 га в нашей стране вносится 3–4 т органики, в то время как эта цифра должна достигать 10 т. Требуется и соответствующая техника для внесения жидкой органики с одновременной заделкой в почву. Она позволит не только повысить эффективность применения удобрений, но и сократить экологическую нагрузку. Сейчас в отечественных хозяйствах используются в основном устаревшие машины, которые просто выливают жидкий навоз на землю.

Действительно, нередко руководители хозяйств не спешат внедрять новую технику и технологии. Иногда это связано с проблемами, о которых говорил Леонид Маринич: аграрии не хотят инвестировать в «тестовые» версии машин, предпочитая дождаться момента, когда их доработают. Есть и перспективные направления в системе машин, которые пока не закрыли ученые и производители стран ТС. При этом аналогичная импортная техника редко используется в хозяйствах, хотя даже с учетом высокой стоимости могла бы принести немалую экономическую выгоду.

Куда смотрят ученые и производители сельхозтехники?

Одно из таких перспективных направлений — транспортные работы. Проблема внутрихозяйственных перевозок, особенно при заготовке кормов, частично решается. Только в нашей стране государственные и частные машиностроительные предприятия при участии ученых создали и выпускают специализированные сельскохозяйственные прицепы емкостью 20, 40 и 60 м3.

— Большая часть грузовых машин плохо приспособлена для транспортировки сельскохозяйственных грузов, — подчеркнул генеральный директор РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» Владимир Самосюк. — Нужны не только эффективные базовые машины, но и специализированные кузова. Они должны иметь гидравлический привод заднего борта, а боковой борт должен быть удобен для загрузки в поле. Длина автомобиля или автопоезда должна быть соизмерима с сельхозтехникой, чтобы сделать эффективной перегрузку и исключить повреждения.

Что касается перевозки кормов, то для нее применяются обычные грузовые машины, в то время как нужны специальные полуприцепы нового типа, цистерны для комбикормов. Емкость подобного кузова может достигать 80 м3, то есть больше, чем у железнодорожного вагона. Надо отметить, что машины такого типа уже используются в развитых странах, и достаточно эффективно, несмотря на свою немалую стоимость. Трудности также создает фактическое отсутствие современных прицепов для перевозки скота.

— Сегодня строятся большие фермы на 1 000 голов скота и более, а в России есть 5-тысячные комплексы. Эти фабрики по производству молока требуют большегрузного транспорта, который сможет эффективно охлаждать продукцию. Такую машину хорошо бы оснастить еще и средствами контроля качества молока, — добавил Владимир Самосюк.

C учетом роста объемов механизированных работ, укрупнения хозяйств и создания холдингов в нашей стране планируется наладить производство трактора мощностью более 400 л. с. На Западе, особенно в США, на энергонасыщенной тяжелой технике вместо колесных движителей применяются гусеничные. Они позволяют исключить пробуксовку и повысить тягу техники, так что целесообразно было бы их использовать и в странах ТС. Решением этой задачи могут заняться как белорусские, так и российские исследовательские центры. Кроме того, для тракторов повышенной мощности потребуется создать соответствующий шлейф машин. Здесь будут эффективны блочно-модульный принцип построения агрегатов и использование унифицированных рабочих органов, что могло бы сократить затраты на их производство.

Чтобы решить проблему белка, требуется усовершенствовать технику для ухода за лугопастбищными угодьями. В частности, планируется разработать комбинированный агрегат по уходу за лугами и пастбищами, который мог бы за один проход проводить все необходимые операции, включая внесение подкормок. Другая необходимая машина — сеялка для подсева трав в дернину.

Эффективность сельхозтехники во многом определяется ее наработкой за год. Чем больше часов отработает машина в течение сезона, тем выгоднее она для хозяйства. Это хорошо видно на примере фронтальных погрузчиков со сменными рабочими органами или специализированных прицепов со сменными адаптерами. Дело для них находится на протяжении всего года, и машины окупаются довольно быстро. По словам Владимира Самосюка, научно-практический центр совместно с ОАО «Амкодор» начал работать над универсальным мобильным модулем. Это полноприводная машина с двигателем мощностью 400 л. с. Она должна использоваться для внесения жидкого и твердого навоза, химмелиорантов, ухода за растениями и перевозки грузов. Скорость ее движения по дорогам общего пользования — 40 км/ч

Еще одним перспективным направлением в нашей стране может стать создание техники для внесения безводного аммиака. Подробно об этой технологии рассказывалось в «БСХ» № 9 за 2013 год.

Владимир Самосюк подчеркнул, что при разработке этих и других актуальных тем отечественная наука готова активно взаимодействовать с учеными России и Казахстана, т. к. указанные пробелы характерны не только для нашей страны, но и для ее партнеров по ТС.

Коровник для Евросоюза

Направление развития агроинженерной науки определяется не только потребностями аграриев, но и требованиями социума. Экологические нормативы, законодательство в области безопасности продуктов питания и обращения с животными постепенно ужесточаются, отражая запросы современного общества. Это хорошо прочувствовали польские ученые. По мере гармонизации государственного законодательства с законодательством ЕС на подготовительном этапе, а затем и после вступления в Евросоюз, они меняли свои подходы к исследованиям и проектированию. Например, сегодня при проектировании животноводческих объектов они учитывают наряду с экономическими и производственными факторами еще и влияние на внешнюю среду, комфорт животных, а также взаимодействие будущего предприятия с обществом.

В итоге на экономику работает не только применение новейших материалов, но и внедрение зеленой энергетики в сочетании с традиционной, а также другие меры по минимизации издержек. Для снижения влияния на внешнюю среду приходится создавать системы удаления, хранения и использования твердого и жидкого навоза с учетом экологических норм. То же касается приготовления, хранения и раздачи кормов. Все эти технологические процессы не должны наносить вреда окружающей среде. В плане комфорта животных разрабатываются системы содержания, которые соответствуют нормативам ЕС и в наибольшей степени отвечают потребностям животных. Наконец, новый животноводческий объект должен не усложнять, а улучшать жизнь общества. Это означает и применение более надежных машин и оборудования с целью снижения риска аварий, и эффективные системы очистки воздуха, исключающие распространение неприятных запахов и выброс нежелательных газов в атмосферу, и создание новых высокоэффективных рабочих мест.

Станислав Винницки и Вацлав Романюк из Технологического института природопользования (ITP, г. Познань) продемонстрировали некоторые концепции коровников, разработанные в соответствии с перечисленными принципами. Так, на ферме с беспривязным содержанием на глубокой подстилке польские инженеры сделали центральную часть несколько приподнятой над местом отдыха коров. Это позволило не только разделить зоны отдыха и кормления, но и относительно недорого внедрить систему автоматического удаления навоза с помощью навозного канала.

Другие материалы рубрики
Что делает биогазовый комплекс эффективным?
Петр Морозов
Опубликовано в №5 (133), май
Теги: биогаз

Недостаток ископаемых энергоресурсов делает биоэнергетику одной из наиболее интересных и перспективных отраслей отечественного АПК. Государство поддерживает ее развитие, применяя стимулирующие тарифы на энергию, вырабатываемую...

Лилия Крапивина
Опубликовано в №8(196), август
Теги:

На роботизированной ферме СХП «Мазоловогаз» УП «Витебскоблгаз» Витебского района роботы не только доят коров, но и кормят их. Установленный в 2014 году аппарат успешно заменил традиционный...

SIMA-2015: инновации нового года
Алексей Семков
Опубликовано в №1 (153), январь

Дальнейшее развитие информационных технологий и точного земледелия, повышение комфорта и безопасности водителей и операторов, оптимизация с целью получения максимальной производительности при сохранении габаритов машин и затрат на их...

Пресс-подборщики на тестовой прямой
Алексей Жуков
Опубликовано в №9 (137), сентябрь

Отечественные хозяйства все чаще заготавливают грубые корма, упаковывая их в полимерные материалы. Это гарантия высокого качества и сохранности. Существует несколько вариантов такой заготовки, которые предполагают различные трудовые и...

Техника и оборудование на «Белагро-2015»
Алексей Жуков
Опубликовано в №6 (158), июнь

Проведение «Белагро-2015» на одной площадке не могло не сказаться на экспозиции сельхозтехники. Экспоненты постарались взять не количеством, а качеством, и некоторым это удалось. 

«ПАЛЕССЕ GS16»: для крупных объемов уборки
Анатолий Комков
Опубликовано в №7 (183), июль

Зерноуборочный комбайн КЗС-1624-1 «ПАЛЕССЕ GS16» по производительности занимает верхнюю ступеньку модельного ряда зерноуборочной техники холдинга «Гомсельмаш». В течение 2015–2016 годов...

Комментарии
Войти как