День ремонта целый год кормит

День ремонта целый год кормит
Алексей Семков
Опубликовано в №2 (130), февраль
Теги: техника

Техническая неготовность к новому сельскохозяйственному сезону может стать причиной серьезных экономических проблем. Не вовремя скошенные травы оборачиваются некачественными кормами, а те в свою очередь снижением надоев и уменьшением выручки. О подготовке к новому сезону шла речь на республиканском семинаре-совещании инженерной службы, прошедшем в предпоследний день января в Берестовицком и Мостовском районах Гродненской области.

Сорвал срок — остался без урожая

Открывая семинар, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич подчеркнул важность ремонтной кампании:

— Вся техника, задействованная в посевной и на заготовке кормов, должна быть готова к 1 марта. В прошлом году отдельные регионы страны завершили сев только в начале июня, а первый укос вместо положенных 10 дней провели за 40. Нарушение агротехнических сроков произошло из-за несвоевременной подготовки техники.

Леонид Маринич категорически отмел любые оправдания со ссылкой на дефицит машин. Он привел данные проведенного специалистами Минсельхозпрода анализа прошлогодних весенних кампаний, согласно которому в разгар первого укоса работало не более 40 % имеющихся косилок.

Если своевременно не выполнить все ремонтные работы, техническое обслуживание (ТО), не подготовить технику, проблемы вырастут, как снежный ком. Белорусский климат редко дает аграриям несколько недель хорошей погоды подряд. Задержка из-за неготовности техники даже на пару дней может означать перерыв в месяц: пойдут дожди или установится засуха.

Если в хозяйстве опоздали с подготовкой почвообрабатывающей и посевной техники, то не останется времени на кормозаготовительные машины; их пытаются ремонтировать параллельно с посевной, когда ресурсы крайне ограниченны. Первый укос растягивается на долгие недели. Падает качество кормов, надои, снижается выручка хозяйства, как следствие, возникают экономические проблемы.

Упущенные возможности?

Возможности для своевременной и качественной подготовки техники к новому сезону есть. Поддержку готовы оказать предприятия РО «Белагросервис», создан запас импортных запчастей, налажено импортозамещающее производство деталей для зарубежной техники. В этом году на удешевление ремонта предусмотрено выделение 270 млрд руб. из бюджетных средств. Однако исполнители на местах часто медлят, не задействуют в полной мере имеющиеся ресурсы. В качестве примера генеральный директор РО «Белагросервис» Николай Лабушев привел ситуацию с импортными запчастями:

— Мы закупили эти запчасти в соответствии с заявками, которые предоставили управления по сельскому хозяйству и продовольствию. Однако эти запчасти практически не выкупаются. Огромные средства, направленные на приобретение деталей для импортной техники, заморожены, а сама она простаивает. Так быть не должно.

Специалисты «Белагросервиса» на своем официальном сайте (www.belagroservice.by) создали систему поиска запчастей. С ее помощью можно получить информацию о наличии необходимой детали или узла на любом предприятии объединения, локализовать поиск в пределах области, района и оперативно оформить заказ, как в обычном интернет-магазине. Его мгновенно получат сотрудники «Белагросервиса», оперативно свяжутся с инженером хозяйства, специалистом райсельхозпрода. Тем не менее, как показал опрос, проведенный в зале, где собрались заместители начальников районных управлений по сельскому хозяйству и продовольствию, специалисты по механизации, системой пользуются считанные единицы. Между тем она значительно ускоряет поиск запчастей и упрощает работу и поставщика, и заказчика.

Импортозамещение и вторичный рынок

Участникам семинара продемонстрировали подходы к ремонту и обслуживанию, принятые на предприятиях «Белагросервиса» в Мостовском районе. Сегодня ОУП «Мостовская сельхозтехника» является одним из передовых в объединении. Предприятие ремонтирует различные двигатели отечественного и российского производства, в том числе способно подарить вторую жизнь мощным «Кировцам». Сельхозтехника имеет стенд для тестирования форсунок. При диагностике современных машин и тракторов используются компьютерные системы. В Мостах налажено производство запасных частей: ВОМ для тракторов МТЗ, детали дообрезчика ботвы для импортных свеклоуборочных комбайнов и многое другое. Леонид Маринич обратил особое внимание на возможности небольшого цеха, изготавливающего резинотехнические изделия:

— Сегодня у нас большинство комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов стоит без шин на катках для прикатки. Здесь по заказу могут изготовить эти детали. Это дешевле, чем везти их из-за рубежа.

ОУП «Мостовский ремонтный завод» также обладает развитой технологической базой для проведения ремонта сельскохозяйственных машин и тракторов. Здесь имеется стенд Минского тракторного завода, без которого сегодня невозможно эффективно ремонтировать энергонасыщенные модели «Беларус-3022» и «Беларус-3522». К сожалению, очень дорогое оборудование по средствам лишь малому числу предприятий. Стране не хватает таких эффективных площадок для ремонта техники.

Ремонтный завод также занимается капитальным ремонтом техники. Восстановление старого МТЗ в зависимости от количества работ и потребности в запчастях обойдется хозяйству в сумму порядка 80 млн руб. Специалисты завода поделились своей деловой смекалкой. Они восстанавливают старые трактора, снабжая их новой кабиной, изготавливаемой на заводе. В таком виде машины пользуются спросом в Российской Федерации, где они оказываются намного дешевле новой техники, но практически не уступают ей по эксплуатационным качествам.

— Нам нужно постепенно создавать рынок вторичной техники, — заметил Леонид Маринич. — Сельскохозяйственные организации обновляют машинно-тракторный парк. Старая техника выводится из оборота. Она ржавеет, а между тем ее могли бы купить начинающие фермеры, у которых пока нет возможности получить кредиты. Благодаря Таможенному союзу восстановленную технику можно поставлять в Россию, Казахстан, как это делают на Мостовском ремонтном заводе.

Механизаторам — достойные условия

Немалое влияние на успех подготовки к новому сезону оказывает человеческий фактор. Мотивировать хорошими условиями труда решили в Берестовицком районе. В благоустройство мехдворов в 2012 году было вложено около 10 млрд руб. В основном это собственные средства хозяйств. Участникам семинара показали, как и в каких условиях осуществляется ремонт техники в РУСП «Масоляны», СПК «Олекшицы», «Пархимовцы» и им. Воронецкого Берестовицкого района.

На всех мехдворах — в мастерских и гаражах — был проведен косметический ремонт. Хозяйства закупили котлы и провели отопление во всех помещениях, установили стеклопакеты. Теперь ремонт техники проводится в комфортных условиях. Преобразились бытовые помещения, на мехдворе появился душ, а в некоторых случаях и баня. Механизаторы получили возможность работать в нормальных условиях, таких же, как и на промышленных предприятиях, даже зимой. Правда, как заметил председатель СПК «Пархимовцы» Владимир Онищик, нововведения работники хозяйства оценили не сразу:

— Сначала никто не понял, зачем на мехдворе душ или баня. Лишь со временем механизаторы привыкли и осознали, что у них теперь совсем другая работа. Они могут привести себя в порядок после тяжелого дня и с совершенно другим настроением идут вечером домой, а утром на работу.

Благоустройство мехдворов — небольшой шаг на пути к решению кадровой проблемы на селе. Сегодня сельхозпредприятия в редких случаях могут конкурировать за кадры с промышленностью и другими отраслями за счет высокой зарплаты. Однако проигрывать или нет в плане создания условий для труда, каждое хозяйство решает само. Чистый мехдвор с хорошими бытовыми помещениями сам по себе не привлечет молодежь, но, по крайней мере, не напугает и, может быть, хотя бы немного повысит престиж работы на селе. Примерно так рассуждали участники семинара во время посещения хозяйств Берестовицкого района.

Не обошлось без обмена опытом и различными организационными и техническими находками. Наклонные камеры современных комбайнов во время консервации должны храниться отдельно от самих машин. Их демонтаж является довольно непростой операцией: тяжелый узел не снимешь вручную. Приспособление, которое можно изготовить на месте, было показано в СПК «Олекшицы». Специальная рама навешивается на трактор, наклонная камера крепится на нее и поддерживается цепями, которые продеваются в специально наваренные или уже имеющиеся на узле уши. Далее — дело техники. Такая методика применяется уже во многих хозяйствах, однако используют ее пока далеко не все.

Секреты сервиса

Здесь же, в «Олекшицах», разработана собственная система для своевременного прохождения ТО тракторами. Она дисциплинирует механизаторов и позволяет проводить обслуживание машин после определенной выработки. Для этого в СПК применяют заправочные талоны. После очередного ТО по сервисной книжке определяют, сколько топлива понадобится трактору, чтобы проработать до следующего обслуживания, например 1 250 л. Механизатор получает соответствующее количество талонов, которыми он рассчитывается на заправочной станции хозяйства. Когда они закончатся, механизатору волей-неволей придется ехать на пункт технического обслуживания, а значит, и проходить ТО в соответствии с регламентом. Для особо горячей поры (весенний сев, уборочная) делается исключение: допускается отклонение от сроков в пределах 10 %.

ОУП «Мостовский ремонтный завод» также осуществляет гарантийное и сервисное обслуживание новых тракторов МТЗ. Представители предприятия поделились своими подходами к работе с клиентами — хозяйствами некоторых районов Гродненской области. На основании сервисных книжек, многолетней информации о выработке машин в хозяйствах, характере выполняемых работ составлен график прохождения ТО для каждого трактора. Мастера знают телефоны механизаторов, работающих на конкретных машинах. Когда подходят сроки очередного ТО, они связываются с эксплуатирующими организациями, проводят опрос и назначают точную дату прохождения обслуживания. Так удается поддерживать приемлемое техническое состояние тракторов.

Ремонтная кампания, подготовка техники к весенне-полевым работам с каждым годом будет приобретать все большее значение. Вступая в Таможенный союз, наша страна взяла на себя определенные обязательства по ограничению господдержки АПК. Это означает, что средств на обновление машинно-тракторного парка сверх необходимого больше не будет и выйти из ситуации «недоремонта» за счет покупки новых машин уже не удастся.

Другие материалы рубрики
Виктор Коротинский, Карина Гаркуша
Опубликовано в №1 (141), январь

Энергосбережение в АПК в основном охватывает производственные процессы. При этом незаслуженно забытым остается такой ресурс, как повышение энергоэффективности административных и производственных зданий. Ученые УО «БГАТУ»...

Лилия Крапивина
Опубликовано в №8(196), август
Теги:

На роботизированной ферме СХП «Мазоловогаз» УП «Витебскоблгаз» Витебского района роботы не только доят коров, но и кормят их. Установленный в 2014 году аппарат успешно заменил традиционный...

Подержанные комбайны: кошелек или намолоты?
Александр Клочков
Опубликовано в №1 (177), январь

Руководители хозяйств часто принимают решение о приобретении сельскохозяйственной техники в межсезонье, особенно если речь идет об обновлении парка таких сложных и дорогих машин, как зерноуборочные комбайны. Один из традиционно...

EuroTier-2014 для молочной фермы
Алексей Жуков
Опубликовано в №12 (152), декабрь

Главный тренд EuroTier-2014 в области производства молока — повышенное внимание к деталям. Основные технические прорывы в сфере автоматизации кормления и доения были сделаны в предыдущие годы. Теперь производители находятся...

Смартфон подскажет агроному
Алексей Жуков
Опубликовано в №1 (129), январь

Смартфоны и планшеты постепенно завоевывают мир. С каждым годом они становятся дешевле и производительнее, по своим возможностям порой опережая персональные компьютеры. Сегодня умный телефон может быть не только средством связи,...

К-Г-6 «Палессе»: без поломок и ошибок
Александр Клочков
Опубликовано в №6 (182), июнь

В структуре белорусского парка кормоуборочных комбайнов доля кормоуборочных комплексов К-Г-6 «Палессе» превышает 50 %. От эффективности работы этих машин в решающей мере зависят эффективность и качество заготовки...

Комментарии
Войти как