AGRITECHNICA-2013. Технологии эффективности

AGRITECHNICA-2013. Технологии эффективности
Алексей Жуков
Опубликовано в №12 (140), декабрь

Современная сельскохозяйственная техника эффективна и высокопроизводительна. Сегодня ученые и инженеры работают не только над совершенствованием отдельных машин, но и над оптимизацией технологических процессов в целом. В первую очередь она решается за счет обширного использования электроники, компьютерного управления, развития специализированного ПО. AGRITECHNICA-2013 подтверждает, что и «традиционные» решения позволяют добиться многого.

Выставку AGRITECHNICA можно назвать местом, где сбываются мечты. Многие идеи и решения, награжденные в 2009 и 2011 годах золотыми и серебряными медалями выставки, в этот раз уже были представлены серийными образцами. AGRITECHNICA-2013 наглядно показала, что технологии, которые еще несколько лет назад были доступны только ведущим и наиболее богатым компаниям, сегодня становятся массовыми, а их стоимость снижается.

…Плюс электрификация всех машин

В 2009 году ПО «МТЗ» получило серебряную медаль выставки за трактор «Беларус-3023» с новой электромеханической трансмиссией. Генератор мощностью 170 кВт, приводимый в движение дизельным двигателем, использовался для привода колес. Также электроэнергию можно было передавать внешним потребителям.

На следующей выставке, через два года, компания John Deere представила аналогичную машину — John Deere 6210RE. «Всеядный» дизельный двигатель с технологией Multifuel приводит в движение генератор, который вырабатывает электричество для питания различных машин. Модель американской компании способна выдавать мощность до 20 кВт. Привод рабочих органов прицепной, полуприцепной или навесной сельхозмашины осуществляется от электродвигателя. Это позволяет экономить топливо, точнее контролировать выполнение технологического процесса, за счет свободного, бесступенчатого управления электрическим двигателем, обеспечивать более стабильное питание для бортовой электроники, которой в современной технике становится все больше. Понятно, что для внедрения подобного решения мало одного трактора — нужен и шлейф машин. John Deere совместно с партнерами создала TIE-Alliance, который ставит своей задачей электрификацию сельхозтехники. На выставке был представлен разбрасыватель Rauch AXIS-E, в котором для каждого из дисков используется отдельный электродвигатель. Fliegl опционально оснащает электрическим приводом свою новейшую машину для внутрипочвенного внесения жидких органических удобрений PFW 12000.

Fendt также ухватилась за идею. Подразделение концерна AGCO показало в этом году X-Concept. Трактор, созданный на базе модели серии 700 Vario с двигателем 147 кВт, сможет отдавать через розетку мощность в 130 кВт, при этом электроэнергия используется еще и для питания всех внутренних вентиляторов и насосов машины. Иначе говоря, электропривод будет в состоянии заменить ВОМ для большинства агрегатируемых машин. Кроме того, в отличие от John Deere, X-Concept снабжен розетками как для переднего, так и для заднего агрегатирования. Представитель Fendt сообщил, что трактор будет запущен в серию в течение двух-трех лет.

Наконец, золотой медалью выставки была награждена компания Merlo за гибридный погрузчик. В модели Turbofarmer 40.7 Hybrid можно выбирать между дизель-электрическим и полностью электрическим приводом. При этом во втором случае машина не теряет ни в скорости, ни в функциональности. Она питается от аккумулятора мощностью 30 кВт×ч, который можно заряжать не только от генератора, но и от электросети, солнечных батарей. Работать в электрорежиме очень удобно в помещениях, в первую очередь на фермах: отсутствуют выхлопы, бесшумная машина не пугает животных. Кроме того, электропривод от аккумулятора можно применять при минимальной нагрузке.

Отрадно, что всего за четыре года мировое машиностроение существенно продвинулось в направлении электрификации техники. В 2009 году МТЗ представил первую реализацию концепции, а в 2013-м уже имеется несколько серийных тракторов со шлейфом соответствующих машин. Одновременно с сожалением можно констатировать, что отечественные тракторостроители, став первопроходцами, сегодня не возглавляют это движение.

Электрификация сельхозтехники будет продолжаться и в последующие годы. Почивать на лаврах рано: требуется решить еще несколько проблем. То, что хорошо удалось Merlo в маломощном погрузчике, пока трудно осуществимо для мощного трактора. Полноценный энергонасыщенный гибрид требует создания более компактных, легких генераторов, а в особенности — сверхъемких и также легких аккумуляторов. Впрочем, заметные успехи американцев из Tesla в производстве электрокаров позволяют надеяться, что экологически чистый электротрактор — дело ближайшего десятилетия.

Что главнее — трактор или сельхозмашина?

Придется решить и ряд проблем со стандартизацией. John Deere и Fendt предлагают для подключения агрегатируемых машин использовать различные разъемы. В первом случае это единый кабель, в котором совмещается электропитание с ISOBUS, во втором — отдельные разъемы и кабели. Для массовой электрификации техники понадобится единый стандарт. Нужно заметить, что создание ISOBUS потребовало не одного года.

Дальнейшее развитие получила и система TIM (traktor implement management) — «машина управляет трактором». Она основана на системе ISOBUS и позволяет автоматически регулировать параметры работы трактора в зависимости от потребностей агрегата. Например, если увеличивается плотность валка при подборе провяленных трав, скорость снижается, чтобы обеспечить максимальное качество прессования. В 2013 году на выставке к картофелеуборочному комбайну, пресс-подборщику и цистерне для навозной жижи, представленным в предыдущие годы, прибавились разбрасыватель удобрений и тюковый пресс-подборщик. Систему освоилa Claas. Она продемонстрировала программный продукт ICT, который позволяет подборщику управлять трактором. Фермер может выбрать режимы «максимальная производительность» или «максимальное качество». При неполадках или перегрузках на одном из рабочих органов автоматически отключается ВОМ.

Можно сказать, что TIM постепенно становится штатной опцией для машиностроителей. Вместе с тем эксперты отмечают попытки нечестной конкуренции со стороны крупных производителей. Выпуская тракторы, они желают, чтобы с ними покупался и весь шлейф техники. Есть попытки ограничить функциональность TIM для мелких производителей. Коммуникации между машинами не должны зависеть от их марки.

Лазерный комбайн

Компания Krone оптимизировала процесс заготовки кормов. Сразу несколько новинок позволяют значительно повысить эффективность этой операции. Компания расширила свою серию Big X за счет машин с меньшей мощностью — 480 и 580 л. с. Они оптимальны для хозяйств со средней урожайностью. Как и другие новые Big X, эти машины оснащаются сенсорами, помогающими определять степень спелости кукурузы и автоматически подстраивать резку. Доступны жатки сплошного среза, которые позволяют свободно двигаться по полю, а не только по рядкам. Задняя ось имеет независимую подвеску. Машина стала маневреннее и безопаснее. Именно на примере Big X 580 компания продемонстрировала и новинку, награжденную серебряной медалью. Это лазерная система автоматического управления выгрузным дефлектором Laser Load. Она распознает контур прицепа и позволяет загружать его при движении трактора позади комбайна, сбоку или спереди от него. Транспортный агрегат при этом может перемещаться относительно Big X. Система будет следить за прицепом и поворачивать за ним выгрузной дефлектор, также управляя потоком, чтобы не допустить потерь. Благодаря этому удастся избежать остановок во время заготовки, а водители комбайна и трактора смогут полностью сосредоточиться на своей основной задаче, не отвлекаясь на контроль процесса погрузки.

Сократить время, необходимое для обслуживания кормозаготовительной техники, позволяет другая система. Speed-Sharp всего за четыре минуты может заточить все ножи прицепа-подборщика ZX. Особенностью системы является то, что все ножи обрабатываются сразу, а на каждое точило приходится по два инструмента.

Транспорт и логистика в сельском хозяйстве пока остаются проблемными зонами. Объемы перевозок растут, а их эффективность по-прежнему довольно низка, особенно когда речь идет о кормах или органических удобрениях.

В грузоперевозках, чем больше может за один рейс перевезти транспортное средство, тем выгоднее операция. Однако в сельском хозяйстве реализовать подобную концепцию сложнее. Большегрузный автомобиль не в состоянии эффективно работать в поле. Ему не хватает проходимости. Он не приспособлен для работы на пониженных передачах. В то же время трактор с прицепом проигрывает ему в экономичности при движении по дорогам с твердым покрытием, особенно на относительно большие расстояния.

Битва за кубометры

На AGRITECHNICA-2013 производители продемонстрировали несколько подходов к решению проблем транспорта и логистики. Наиболее простым способом повышения эффективности является увеличение емкости специализированных сельскохозяйственных прицепов. Однако их размеры уже приблизились к ограничениям, существующим в ряде стран для транспортных средств, которые допускаются к движению по дорогам общего пользования. В итоге за каждый кубометр идет настоящая битва. В новом полуприцепе Krone TX 560 D емкостью 56 м3 немецкий производитель выиграл три кубометра за счет клапана, который выдвигается в нижней части кузова. По словам представителя компании, такое решение позволяет не только увеличить емкость, но и сделать распределение груза более равномерным. Кроме того, полуприцеп снабжен еще и гидроцилиндром, который опускает переднюю часть кузова, что дает трактористу возможность эффективнее контролировать погрузку.

Fliegl выиграла свои кубометры, сделав борта полуприцепа немного выпуклыми. Также компания представила перегрузчик зерновых с производительностью 16 т/м. Прицеп можно наполнить у комбайна и перевезти на край поля, где он меньше чем за минуту загрузит 10-тонную машину. К услугам обладателей больших полей — двухосный разбрасыватель навоза с грузоподъемностью 20 т.

Скорость погрузочно-разгрузочных работ играет большую роль в логистике заготовки кормов. Та же Fliegl представила интересную платформу для транспортировки тюков и рулонов DPW 210 BL Profi. Она имеет подъемные гидравлические борта, которые позволяют надежно закрепить корма во время перевозки, а также очень быстро их выгрузить. На платформе можно транспортировать до 42 рулонов диаметром 1,2 м.

Быстроту и эффективность должна также продемонстрировать система работы с рулонами канадской компании Haukaas. Трактор с помощью специального подборщика группирует рулоны в две «колбаски» по четыре-пять штук и свозит в определенное место, где погрузчик с двойным грейфером размещает их на платформе для большегрузного тягача. Haukaas заявляет следующую производительность: при группировке — до 100 рулонов в час, при погрузке — 30 рулонов за 10 минут, при штабелировании — 30 рулонов за 12 минут.

Среди других решений можно отметить полуприцеп Guardian Box Loader компании Larrington Trailers. Он позволяет загружать и транспортировать 8–12 деревянных, пластиковых или металлических контейнеров. Guardian Box Loader снабжен приемными устройствами, снижающими травматизм картофеля и корнеплодов.

Для грузовых полуприцепов стандартом становится установка весоизмерительного оборудования. Также нередко встречаются полностью оцинкованные модели.

Агротрак или трактор-грузовик?

На выставке были достаточно широко представлены агротраки MAN, Tatra, Iveco — большегрузные полноприводные тягачи. Как правило, они имеют понижающую передачу, а в некоторых случаях снабжены устройствами для отбора мощности. Их предлагается задействовать как в поле, так и на дорогах общего пользования. Такая машина позволяет перевозить 20–30 т груза со скоростью до 60 км/ч. Конечно, их использование в поле ограничено, но, как было продемонстрировано в промоматериалах, они вполне могут работать в сухую погоду, например во время уборки зерновых. Производители предлагают для них различные полуприцепы как транспортного, так и специального назначения. Некоторые из них могут быть универсальными. Например, у Fliegl есть тележка Dolly. Она используется при работе с полуприцепом в поле. Затем можно отцепить ее и подогнать седельный тягач, который, благодаря возможности отбора мощности, полностью поддерживает и сельскохозяйственные модели.

Агротраки, продемонстрированные на выставке, были как специальными моделями от автомобилестроителя, так и стандартными шасси, модифицированными производителями полуприцепов.

Если автозаводы решили потеснить тракторостроителей в транспортных операциях в аграрной отрасли, то почему бы и производителям тракторов не выступить «на поле противника»? Claas на выставке предлагала специальное исполнение трактора Xerion 4000 Saddle Truck. Компания изменила компоновку машины, вынеся кабину вперед. В итоге возможно создание транспортных средств на ее базе или использование ее в качестве тягача. Пока Xerion 4000 Saddle Truck активно осваивают только производители машин для внесения жидкой органики. Они монтируют на тракторе цистерну емкостью 16 000 л, помпы — получается самоходное средство высокой грузоподъемности, которое может и перевозить органику, и вносить ее. У Saddle Truck сохранено устройство для передней и задней настройки. Ранее подобные машины для внесения органики выпускались только на базе универсального средства от Holmer. Компания Garant разместила на стенде концепцию машины на базе Xerion 4000 Saddle Truck, что называется, в максимальном исполнении. Помимо собственной цистерны емкостью 16 000 л, трактор тянет еще и прицепную цистерну на 12 000 л с культиватором. На передней навеске машины вместе с помпой размещено устройство SyreN+, позволяющее сократить потери азота и перевести его в легкоусвояемую форму.

Комплексный подход к обновлению техники характерен для наиболее передовых решений. Разработчики не просто проектируют более мощную и эффективную машину, но и делают это так, чтобы она оптимально встраивалась в технологический процесс. Производители объединяют свои усилия для выработки отраслевых стандартов, например, шины ISOBUS. Потенциал для дальнейшего развития еще далеко не исчерпан.

Другие материалы рубрики
 Экзамен для комбайнов. Подводим итоги
Александр Клочков
Опубликовано в №2 (154), февраль

Высокоурожайные поля Гродненского района — лучшая площадка для оценки показателей работы современных комбайнов. В 2013 году средняя урожайность зерновых культур там составила 65,4 ц/га, а валовой сбор — 205 тыс. т. Как...

«Полымя» изнутри. Информация для клиентов
Сергей Максимук, директор и совладелец «Полымя Агро»
Опубликовано в №1(201) январь 2019

«Полымя» всегда было лидером, новатором и возмутителем спокойствия конкурентов. Сегодня тренд современного мира — быть открытым в своих достижениях и проблемах. И мы решили перенести этот...

Александр Клочков
Опубликовано в №4 (144), апрель

Средства защиты растений составляют значительную долю в себестоимости производства сельхозпродукции. Эффективность их применения во многом определяется техническим состоянием опрыскивателей. Правильная подготовка машин для внесения...

EuroTier-2014: техника и менеджмент
Алексей Жуков
Опубликовано в №12 (152), декабрь

Животноводство — это не только ферма, но и работа в поле, заготовка кормов, утилизация отходов и многие другие операции, которые невозможны без механизации. Значительную часть экспозиции EuroTier-2014 составила...

Эффективность орошения в овощеводстве
Анатолий Лихацевич, Галина Латушкина
Опубликовано в №5 (157), май

В последние годы в Беларуси устойчиво растет теплообеспеченность и сокращается количество атмосферных осадков, выпадающих в весенне-летний период. Дефицит влаги становится обыденным явлением. Практически все овощные культуры...

Техника для картофеля и не только
Алексей Жуков
Опубликовано в №9 (161) сентябрь

Значительное увеличение экспозиции техники стало одним из главных признаков превращения Дня поля в выставку «Евразийский картофель». Свои решения для возделывания, послеуборочной доработки, хранения и предреализационной...

Комментарии
Войти как