Бизнес на болоте

Бизнес на болоте
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №7 (135), июль

Секрет успеха в фермерстве — найти и прочно занять свою нишу. Выбранная сфера деятельности, с одной стороны, должна быть не слишком популярной, что позволит конкурировать с СПК, с другой — давать возможность получения хорошей рентабельности. Выращивание посадочного материала ягодных культур — основа бизнеса КФХ «Ягодка», одного из самых известных в Беларуси производителей саженцев голубики. Глава хозяйства Андрей Костюков — сегодняшний гость журнала.

Было «хобби», стал «семейный бизнес»

— Андрей Александрович, у вас профильное образование?

— Не совсем. Я закончил автотракторный факультет политехнического института по специальности «горно-машинное оборудование». Занимался продажей торфа на экспорт. У нас три поколения семьи с торфом связаны: дед работал, отец тоже, потом и я.

— Как же вы решились сменить род деятельности?

— Да, в общем, голубика от торфа-то и пошла. Она же любит кислую почву, а торф — идеальный субстрат. В какой-то момент отец заинтересовался, куда идет добываемый предприятием торф, и выяснил, что часть заказчиков занимается производством ягод. Посадили пару кустов для себя — понравилось. В начале 2000-х стали пробовать размножать голубику: знакомые просили. Сначала «допотопным» методом — черенкованием. Затем построили для этих целей маленькую тепличку. Вообще, начинал больше отец, а я уже потом перенял и подключился. Как-то незаметно хобби переросло в семейный бизнес. Обстоятельства для нас сложились удачно: продукция хорошая, направление новое, рынок пустой, спрос устойчивый — почему бы не заняться? Сначала все делали только на личном опыте, потом, когда производство стало расти, пришлось учиться. Много ездили (в США, Польшу, Германию), смотрели, как развивается индустрия, учились. Поскольку объемы постепенно росли, в 2007 году пришлось построить лабораторию по размножению in vitro, что сразу сказалось на качестве посадочного материала и позволило расширить ассортимент. Чем хороша лаборатория? Во-первых, дает оздоровленный посадочный материал; во-вторых, не нужно ломать старые кусты на черенки; в-третьих, появляется возможность расширить ассортимент и ввести в него, например, малину ремонтантную. Площадь основного производства сейчас примерно 2,5 га. Бóльшую часть занимает маточник, но есть и опытная площадка, предназначенная для «тестирования» новинок.

— Кроме голубики, какими еще направлениями занимается хозяйство?

— Занимаемся всем, что любит кислую почву. Пока 90 % производства — голубика. Второе направление — крупноплодная американская клюква, причем тут речь идет не о кустах, а о ягодах. На выработанных торфяниках в прошлом году посадили 5 га. Урожая пока не было, о результатах сказать не могу, но на пробных участках получалось до 20 т ягод с гектара.

— Сколько человек занято в вашем хозяйстве?

— Постоянно — шестеро.

— Зарплаты высокие?

— Пока не особенно — до 4 млн руб.

— Какой у вас объем производства?

— В 2012 году реализовали около 400 тыс. кустов разного возраста — от мелких кассет до больших горшков с 4-летними растениями. Стоимость саженца в зависимости от вида, возраста, упаковки и объема закупки — от 5 до 120 тыс. руб. В этом году планируем выйти на отметку в полмиллиона. В принципе мы уже сейчас миллион готовы производить, но не делаем этого, т. к. в сложившихся условиях более правильной я считаю работу «под заказ». Есть гарантированный сбыт — производи, а «впрок» запасать товар рискованно.

— Где вы закупаете торф?

— Здесь же, в Зеленом Бору.

— А горшки?

— Раньше покупали в Польше, теперь, после того как образовался Таможенный союз и возросли пошлины, в России. Были попытки договориться с белорусскими предприятиями, но в одном случае нам предложили самостоятельно обеспечить завод формами и гарантировать закупку миллиона горшков, в другом просто отказались делать 100–200 тыс. горшков, потому что объемы мелкие. Конечно, мне было бы удобнее работать с местным производством тары. Пока, к сожалению, проще сделать заказ в России и приобрести и кассеты, и горшки — сколько нужно, каких нужно.

— Какова рентабельность вашего производства?

— Дело в том, что ее толком никто не считал, поскольку все вырученные деньги тут же уходят на строительство и расширение производства. Например, сейчас мы строим цех с холодильным оборудованием. Поэтому я не могу точно ответить на ваш вопрос.

От России до Китая

— Хорошо, тогда расскажите о географии продаж.

— Около 30 % от производимого нами объема продукции остается в Беларуси, остальное поставляем на экспорт. Главный рынок, безусловно, Россия: Санкт-Петербург, Петрозаводск, Москва, Воронеж, Краснодар, Челябинск, Новосибирск. Однако не единственный. Вот уже второй год крупные партии нашей голубики уходят в Грузию. Прорабатываем вопрос с Китаем: на севере этой страны сейчас активно занимаются ягодами.

— Каким образом вы вышли на российский рынок?

— Выставки. Много лет «Ягодка» участвовала и участвует в максимально возможном количестве тематических выставок и ярмарок. Первые годы, бывало, привозили всю экспозицию обратно, т. к. никто не покупал, люди просто не знали, что такое садовая голубика и зачем она нужна. Сейчас, конечно, информации больше, но все равно многие о ней понятия не имеют. Часто путают с болотной: мол, что вы нам тут предлагаете, мы сами пойдем и в лесу наберем. Рассказывали, убеждали. Спрос начал формироваться спустя год-два, кто-то купил попробовать, появились ягоды, рассказал знакомым, и процесс, что называется, пошел.

Кроме того, мы являемся членами «Белсадпитомника» и Российской ассоциации производителей посадочного материала. Полученные благодаря членству в этих организациях контакты также сыграли позитивную роль. Регулярно участвуем в конференциях, обмениваемся опытом и т. д., т. е. постоянно присутствуем везде, где это необходимо.

— Как товар доставляется покупателю?

— Машинами: либо мы заказываем, либо покупатели присылают собственный транспорт.

— Как удалось договориться с Грузией?

— Они сами нашли нас. Сейчас в этой стране реализуется большая программа по возвращению в оборот земель, ранее занятых заброшенными чайными плантациями. Американские специалисты, проводившие экспертизу данных земель, порекомендовали заниматься голубикой. У грузин был выбор: турецкие, американские поставщики или мы. Предложение от «Ягодки» оказалось наиболее интересным. В отличие от других поставщиков мы сразу предложили полное комплексное сопровождение продукта. Американцы, например, предложили просто продать саженцы, а мы выехали на место, провели переговоры, помогли подобрать земли, сорта, где-то провели обучение. Мой отец сейчас в Грузии в командировке как раз по этим вопросам. В планах у грузин 1 000 га плантаций и 3 млн саженцев.

— Существуют ли планы по работе с Украиной?

— И планы, и заявки есть, но пока они не реализованы из-за сложностей административного характера. Да, еще несколько лет назад у украинцев практически ничего не регулировалось, и можно было ввозить все, что угодно, — любые растения любого происхождения. В последние годы наши соседи плотно взялись за наведение порядка в этой сфере. Так что если мы хотим ввезти в Украину саженцы, необходимо получить соответствующее разрешение. В свою очередь для этого нужно, чтобы ввозимый сорт был включен в госреестр, что обойдется в круглую сумму. Пока мы считаем такие траты необоснованными. Зато есть интерес к работе с Китаем, мы уже ездили в Харбин для изучения вопроса.

— Китайцы осваивают производство ягод?

— Я вам больше скажу. На севере КНР сейчас в каждом районе работает собственная лаборатория. При этом желающим заниматься голубикой государство бесплатно выдает саженцы и земли — только работай. Созданы и пункты приема, и переработка — вся инфраструктура.

— А вы тогда зачем нужны?

— Ну, мы же еще клюквой занимаемся, вот китайцам и интересно. Хотят организовать плантацию у себя.

«Блюкроп» хорош, но не идеален

— Расскажите о сортовом составе вашей голубики.

— У нас около 40 сортов голубики. Белорусских сортов, к сожалению, нет, берем американские или польские. Конечно, какие-то более популярны, какие-то менее. Всю свою продукцию мы тестируем: заказываем сорта, смотрим, что лучше подходит под те или иные условия.

— То есть фактически вы под каждый регион предлагаете свою ягоду?

— Конечно. Более того, обычно предлагаем на выбор варианты из 3–4 сортов, потому что при примерно одинаковых характеристиках один может показать себя чуть лучше, другой чуть хуже. В мире существует более 500 сортов голубики, а вот какого-либо фундаментального исследования по сортам нет. Поэтому наилучший вариант — исходить из практики. То, что не растет в Минске, будет великолепно чувствовать себя в Украине и наоборот. Что касается почвы, то это не проблема. Голубика предпочитает кислую среду с pH на уровне 4,0–4,5. Где есть подходящие условия, скажем в Петрозаводске, используются местные ресурсы. Там, где своих торфяников нет, например в Краснодарском крае, копается траншея, завозится верховой торф и создается плантация. Что касается типов сортов, то наша совместная работа с Новосибирским ботаническим садом показала, что в регионе эффект дают только низкорослые (до метра высотой) сорта. Высокорослые вымерзают. В то же время Воронежская область или Краснодар заказывают высокорослую голубику.

— Если говорить о сортах более подробно, что сейчас популярно в нашей стране?

— Самый «раскрученный» сорт в Беларуси сейчас — «блюкроп». Это на самом деле очень хороший сорт, но я считаю, что он идеален только для Брестской и Гомельской областей, а севернее подмерзает. Для Минской или Витебской областей было бы логично использовать низкорослые «нортблю», «нортланд» или «норткантри». Они прекрасно переносят заморозки. В Россию — от Московской области и севернее — эти же сорта хорошо идут. Кроме того, там уместны ранние («патриот», «дюк», «спартан», «блюголд»). На юге России прекрасно показал себя «санрайз».
 

***

— Что самое сложное в вашем бизнесе?

— На сегодняшний день я вижу две проблемы. Во-первых, очень долго решается вопрос о выделении земель. Обычно с момента подачи заявления до фактического решения вопроса проходит год. Кроме того, существует проблема с квалифицированными кадрами.

— Вас не устраивает качество образования?

— Дело в том, что ягодные культуры — новое и достаточно специфическое направление. Когда мы начинали, вообще никакого обучения не было, все приходилось узнавать самостоятельно. Сейчас в Полесском государственном университете, Горецкой академии студентов обучают, но дают только базовые знания. То есть в лабораторных условиях они опыт сделали, в пробирке вырастили, а к промышленному производству не готовы. Поэтому приходится переучивать.

— К вам обращаются как к консультанту?

— Да, очень много звонков, хоть телефон отключай (смеется). И постоянные клиенты, и те, кто только хочет ягодами заниматься. Консультируются по уходу, спрашивают про ассортимент и т. д. Вот только что женщина звонила: у нее голубику атаковал грибок, выяснилось, что вовремя не сделала обработку. Рассказал ей о средствах защиты, о предлагаемых на рынке препаратах, какие из них лучше использовать.

— В каком направлении «Ягодка» будет развиваться в среднесрочной перспективе?

— Что касается ассортимента, вводим и пробуем ремонтантную малину, ежевику и жимолость. Жимолость — самая ранняя ягода и сортов имеет множество: есть и кислые, и с горчинкой. Сейчас подбираем наиболее крупноплодные, сладкие, чтобы не осыпались. Правда, это дело будущего, ведь, чтобы ввести культуру в лабораторию, год нужен как минимум. Еще хотим построить свою переработку и продавать готовую продукцию — соки или джемы. Тем более что в Беларуси такой переработкой почти никто не занимается. «Полесские журавины», например, свою ягоду не перерабатывают, а только замораживают.
 

Другие материалы рубрики
Птицеферма на садовом участке
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №5 (145), май

Александра Алексеева хорошо знают ценители декоративных кур не только в Беларуси. Пусть масштабы расположенной в Узденском районе птицефермы и не поражают воображение, солидная коллекция дипломов не оставляет сомнений: акцент здесь...

Теплая «Студинка»
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №2 (142), февраль

Место для размещения своей агроусадьбы Василий Новик выбирал с прицелом на будущее. Казалось бы: вот рядом трасса — живой, не прекращающийся ни днем ни ночью поток клиентов. Но нет, «Студинку» построили в уютном...

 Экологически чистый бизнес
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №1 (153), январь

Вместо того чтобы строить бизнес на традиционном производстве овощей или зерновых, глава хозяйства «Дак» Дмитрий Крылов сконцентрировал усилия на новой для Беларуси нише — органическом сельском хозяйстве. Своим...

Грибница в ракетном ангаре
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №10 (138), октябрь

Бизнес одного из крупнейших в Беларуси производителей грибов фактически начался с домашнего эксперимента. Взяв ради шутки у знакомого небольшое количество мицелия, Виктор Кодик уже после первого урожая задумался о монетизации...

Евгений Ерошенко
Опубликовано в №2 (142), февраль

Путь к фермерству владельца КФХ «Вилия-Агро», как и некоторых других его белорусских коллег, лежал через логистические услуги. Отработав четверть века сначала просто ветеринаром, затем главным ветеринаром, а потом...

Краткое руководство по содержанию страусов
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №12 (152), декабрь

Как содержать, размножать и чем кормить страуса? Чем болеют африканские птицы? Почему глубокая подстилка лучше, чем песок? Валерий Ясковец делится опытом с читателями журнала.    

Комментарии
Войти как

Фотоблог БСХ