Зарубежный опыт. Государственный контроль безопасности продовольствия в Литве

Зарубежный опыт. Государственный контроль безопасности продовольствия в Литве
Алексей Русинович
Опубликовано в №9 (137), сентябрь

Создание в нашей стране системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов, которая будет признана в Европейском союзе, способно открыть возможности для экспорта белорусского продовольствия на западный рынок. Первый шаг на этом пути — изучение опыта стран ЕС. Такую возможность отечественные специалисты получили в рамках проекта Европейского союза и Республики Беларусь «Поддержка инфраструктуры качества в Республике Беларусь — безопасность пищевых продуктов».

В июне этого года в рамках проекта состоялась учебная поездка специалистов Минсельхозпрода, Минздрава и Госстандарта РБ для изучения системы контроля за безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения в Литву и Францию. Участники посетили центральные и региональные органы этих стран, ответственные за осуществление государственного контроля, а также организации, занимающиеся производством рыбы, мяса, молока и молочных продуктов. Делегаты получили представление об организации государственного контроля над этими предприятиями, изучили требования, предъявляемые к программе самоконтроля и маркировке, ознакомились с содержанием программ контроля над остатками вредных веществ, с методами оценки рисков.

Среди стран Европейского союза контроль за производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов лучше всего налажен в Литве. Там эта функция входит в компетенцию Государственной службы продовольствия и ветеринарии (ГСПВ).

Данная служба была создана в начале 1990-х годов. Законодательство и структура ГСПВ (рис. 1) разрабатывались с учетом национальных особенностей и требований законодательства ЕС.

Всего в службе заняты 1 675 человек. В их поле зрения находятся 33 724 субъекта хозяйствования, в том числе 33 280 субъектов первичного производства (молочные фермы, пункты скупки молока, фермеры, прибрежные рыболовные суда, мясные магазины) и 444 производственных предприятия.

Инспекторы ГСПВ посещают поднадзорные объекты как планово (в зависимости от степени их риска на основании государственного плана контроля (рис. 2)), так и внепланово (при утверждении и регистрации предприятий, по сообщениям срочной службы оповещений ЕС — RASFF, в случае вспышек заболеваемости потребителей, жалоб, при получении другой информации). Частота проверок колеблется от одной в три года, до нескольких за год.

Результаты проверок заносятся в регистр и информационную систему инспектирования предприятий ветнадзора VEPR(as), что позволяет в динамике оценивать хозяйствующие субъекты. При этом хранящаяся в базе информация находится в свободном доступе на сайте www.vmvt.lt.

Кроме контроля предприятий, ГСПВ ежегодно проводит аудит системы самоконтроля на основе принципов НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points) поднадзорных субъектов, имеющих отношение к производству продовольственного сырья и пищевых продуктов. Причем о проведении аудита хозяйствующий субъект ставится в известность за 10 дней.

НАССР — концепция, которая предусматривает систематическую идентификацию, оценку и управление факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Для предприятий пищевой отрасли это наиболее рентабельная методика, которая позволяет сконцентрировать ресурсы в критических областях производства. НАССР затрагивает микробиологическую, химическую, физическую безопасность пищевых продуктов, а поэтому резко снижает риск выпуска и продажи опасного продукта.

При аудите системы НАССР субъект хозяйствования должен продемонстрировать инспектору ГСПВ:

  • процедуры анализа и управления потенциальными чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями, которые могут воздействовать на безопасность продовольствия;
  • диаграммы процессов по категориям продукции с определением и описанием мест дополнительного контроля, которые влияют на безопасность продовольствия, с указанием параметров процесса и/или измеряемых показателей;
  • схемы расположения, отображающие физический поток сырья, промежуточной продукции, в том числе отходов, готовой продукции и движение персонала относительно технологического оборудования;
  • систему мониторинга для каждой критической контрольной точки (ККТ), демонстрирующую, что она находится под контролем;
  • действия при превышении критических пределов показателей в ККТ;
  • методику контроля критических показателей для определения идентифицированных опасностей, которые должны управляться в рамках методики; регламентирующих процедур, инструкций, форм, параметров контроля и необходимых записей;
  • процедуру управления потенциально опасной продукцией для гарантии невозможности ее поставки потребителю;
  • процедуру отзыва у потребителей не соответствующей показателям безопасности продукции.

Необходимое условие для осуществления деятельности — ветеринарное подтверждение. Это номерной документ, который выдается предприятию компетентным органом (ГСПВ) и разрешает ту или иную деятельность по производству продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения. Цель ветеринарного подтверждения — заверить компетентный орган в том, что производство соответствует требованиям гигиены и безопасности.

В ветеринарном подтверждении указываются:

  • название и адрес производственных помещений;
  • вид производства;
  • номер ветеринарного подтверждения;
  • организация, контролирующая территориальная ветеринарное учреждение.

Для выдачи ветеринарного подтверждения необходимо:

  • проверить предприятие на месте;
  • оценить проект, описание производственного процесса с технологическими решениями, мощность производства, количество персонала.

В свою очередь, предприятие для получения подтверждения должно подготовить:

  • план предприятия;
  • план водоснабжения;
  • описание порядка работы с отходами;
  • описание мер борьбы с грызунами;
  • описание чистки и дезинфекции;
  • описание обучения гигиене персонала;
  • план лабораторных исследований;
  • технологические документы (стандарты, рецептуры);
  • медицинские книжки персонала;
  • программу HACCP.

В системе европейского законодательства также предусмотрена ветеринарная регистрация субъектов хозяйствования с присвоением номера ветеринарной регистрации.

Заслуживает внимания и литовская система контроля за так называемыми вредными веществами у живых животных и продукции животного происхождения. Ежегодно по приказу директора ГСПВ разрабатывается национальный план мониторинга на основании следующих критериев:

  • количество произведенной продукция;
  • результаты мониторинга прошлых лет;
  • данные об использовании ветеринарных лекарственных средств;
  • рекомендации Европейской комиссии и референтных лабораторий ЕС;
  • данные об опасных пищевых и кормовых продуктах по системе RASFF;
  • способность лабораторий выполнять лабораторные исследования.

Проект плана мониторинга разрабатывает Национальный институт оценки риска продовольствия и ветеринарии на основании данных, которые предоставляет отдел ветеринарной санитарии и пищевых продуктов. Этот же отдел затем согласовывает план и передает директору ГСПВ для утверждения.

НИОПВ координирует и выполняет лабораторный анализ проб мониторинга, направляет результаты лабораторных анализов отделу ветеринарной санитарии и пищевых продуктов.

Территориальные подразделения ГСПВ, руководствуясь утвержденным графиком и опытом прошлых мероприятий, отбирают и доставляют пробы в утвержденные лаборатории, распределяют пробы между предприятиями в зависимости от убоя животных, производства продуктов животного происхождения и количества выявленных нарушений. Эти же органы готовят отчеты об отправленных в лаборатории пробах для лабораторных анализов, назначают наказание (ограничение рынка, административные штрафы) в случае нарушения требований.

Координирует стандарты и методики лабораторных анализов Национальная референтная лаборатория. Она же проводит сравнительные анализы для каждой группы остатков и распространяет информацию, полученную от референтных лабораторий Европейского союза. Лаборатория аккредитована немецким и российским (Ростехнадзор) органами в системе оценки соответствия по международному стандарту ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». В область аккредитации входит более 600 методов лабораторных испытаний, по которым проводится свыше 1 млн исследований в год. В штате лаборатории работает 13 специалистов с учеными степенями.

В план мониторинга включаются группы вредных веществ, указанные в приложении Регламента комиссии (ЕС) от 22 декабря 2009 года № 37/2010 по фармакологически активным веществам и их классификации в отношении максимальных пределов остатков в пищевых продуктах животного происхождения, а также приведенные в директивах ЕС относительно остатков хлор- и фосфорорганических соединений и других химических загрязнителей.

Наряду с Планом мониторинга вредных веществ у живых животных и продукции животного происхождения в Литве реализуется Программа мониторинга кормов и кормовых добавок.

Контроль на уровне уезда

Контрольно-надзорную деятельность ГСПВ Литвы можно наглядно показать на примере Клайпедского территориального подразделения (рис. 3). Эта служба считается одной из лучших в стран. В частности, в текущем году ее деятельность положительно оценили инспекторы САНКО.

В службе заняты 55 человек. В поле зрения контролеров находятся: 1 227 стад крупного рогатого скота, 125 стад свиней, 505 стад других животных, 1 879 производителей кормов, 570 молочных ферм, 281 субъект переработки животноводческой продукции, 3 170 субъектов торговли и переработки неживотноводческой продукции, 25 частных ветеринаров, 9 ветеринарных аптек и 64 других объекта ветеринарного контроля.

В Клайпедском районе содержится 12 379 голов КРС, 12 444 свиньи, 1 620 овец и коз, 434 лошади, 3 312 пчелиных семей.

По итогам 2012 года инспекторы ГСПВ провели 3 434 проверки, при этом в 243 случаях были выявлены нарушения, повлекшие за собой наложение штрафов на общую сумму 11 601 литов. Приостановлена или запрещена деятельность 45 объектов контроля. Кроме того, в 69 случаях была приостановлена или запрещена реализация продукции.

Отметим, что в 2012 году на территории Клайпедского уезда регистрировались единичные случаи лейкоза крупного рогатого скота, трихинеллеза свиней, бешенства животных, в основном диких.

Заметную долю в работе Клайпедской территориальной ГСПВ занимает надзор в области продуктов рыболовства — в этой сфере задействовано около 200 субъектов хозяйствования.

Частота инспекторских проверок указанных субъектов зависит от группы риска, к которой они принадлежат. К примеру, места выгрузки рыбных продуктов относятся к объектам очень малого риска и проверяются раз в три года. В то же время предприятия рыбопереработки отнесены к зоне среднего риска и проверяются раз в год.

Эффективность деятельности Клайпедского подразделения ГСПВ оценена в немецкой системе аккредитации, что подтверждено соответствующим сертификатом (рис. 4).

***

За период существования ГСПВ Литвы доказала свою эффективность. Опыт деятельности этого единого компетентного органа заслуживает распространения и в Республике Беларусь.


 

Другие материалы рубрики
Беларусь молочная. Как сохранить экспортные позиции
Лилия Крапивина
Опубликовано в №8 (160) август

Экспортный форум «Беларусь молочная» показал, что, несмотря на кризисные явления в мировой молочной индустрии, республика сохраняет свои позиции в данной отрасли и готова продвигаться дальше в поисках новых рынков сбыта....

Уроки продовольственного эмбарго
Лилия Крапивина
Опубликовано в №1 (153), январь

Проведение I Международного молочного форума в Минске в декабре 2014 года пришлось на самый разгар выяснения отношений по поводу поставок белорусских мясо-молочных продуктов в Россию. Заявленная тема звучала дипломатично и...

ЛПХ. На пути к белорусской Fonterra
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №12 (140), декабрь

Действующая в Беларуси Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в 2011–2015 годах работает хорошо, но морально устарела. К такому выводу пришли участники республиканского семинара...

ВТО. Российские уроки для Беларуси
Алексей Жуков
Опубликовано в №6 (134), июнь

Беларусь активизировала переговорный процесс о вступлении в ВТО. Вслед за своими партнерами по ТС и ЕЭП наша страна также намерена войти в число членов Всемирной торговой организации. Присоединение к ВТО неизбежно приведет к некоторой...

Выводы для тех, кто буксует
Лилия Крапивина, Евгений Ерошенко
Опубликовано в №11 (175), ноябрь

В Могилевской области ситуация с животноводством неблагополучная: удои снижаются, а поголовье КРС падает. Зато растет непроизводительное выбытие коров и нетелей. В чем причина? Анализ, сделанный в рамках коллегии комитета по...

Себестоимость, бобовые и севооборот: как найти баланс?
Руслан Корпанов, Сергей Сорока, Дмитрий Гаевский
Опубликовано в №3 (179), март

В белорусском сельском хозяйстве основные результаты формируются в отрасли животноводства, а главные резервы сокращения расходов заключаются в оптимизации кормовой базы, затраты на которую достигают 60 % себестоимости...

Комментарии
Войти как