ВТО. Российские уроки для Беларуси

ВТО. Российские уроки для Беларуси
Алексей Жуков
Опубликовано в №6 (134), июнь

Беларусь активизировала переговорный процесс о вступлении в ВТО. Вслед за своими партнерами по ТС и ЕЭП наша страна также намерена войти в число членов Всемирной торговой организации. Присоединение к ВТО неизбежно приведет к некоторой либерализации рынка, изменениям в поддержке и принципах работы агропромышленного комплекса. Какие уроки аграрии и руководство отрасли смогут извлечь из опыта России, которая уже без малого год является членом этой международной организации? Об этом шла речь на семинаре, организованном DLG и ОАО «Белпромимпэкс» в рамках белорусской презентации выставки «AGRITECHNICA-2013».

Россия официально стала членом ВТО 22 августа прошлого года. Этому событию предшествовали долгие 18-летние переговоры, в процессе которых представителям правительства РФ удалось выторговать для себя неплохие условия. Средний уровень таможенных пошлин РФ снизится с 10 до 7,8 % и останется более высоким, чем у ЕС, США, Японии и Украины. Кроме того, Россия получила довольно продолжительный переходный период, на протяжении которого она может сохранять относительно высокий уровень защиты внутреннего рынка. В полной мере свои обязательства страна начнет выполнять только после 2018 года.

— Присоединение к ВТО происходило очень эмоционально. Однако сейчас, спустя десять месяцев после этого события, такого накала страстей уже нет. Какой-то катастрофы в России из-за вступления в ВТО не произошло. Правда, есть отрасли, на которые либерализация таможенных тарифов, упрощение доступа на внутренний рынок для импортеров повлияли весьма серьезно, — отметил в начале своего выступления Вячеслав Евсеев, директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

К этим отраслям можно отнести сельское хозяйство и сельхозмашиностроение. В 2012/13 году наблюдалось увеличение импорта продовольственных товаров в Российскую Федерацию. На рынке сформировалась неблагоприятная ценовая ситуация. Продажи сельхозтехники также сократились. Впрочем, влияние ВТО было не единственным неблагоприятным фактором: сказались засуха, рост цен на зерно и корма, невыгодная ценовая конъюнктура на мировом рынке по ряду продовольственных и сельскохозяйственных товаров.

Свою роль сыграла и закредитованность российских аграриев. В течение нескольких лет, предшествовавших вступлению России в ВТО, правительство страны вкладывало достаточно большие ресурсы в развитие сельского хозяйства. Аграрии брали кредиты на модернизацию и расширение производства. Пик выплат по ним придется на 2015–2016 годы. Кроме того, ввиду мирового финансового кризиса российские банки на некоторое время прекращали выдачу кредитов.

Один против всех

В результате Россия сразу же была вынуждена прибегнуть к различным способам защиты внутреннего рынка, которые допускает нормативная база ВТО. В частности, еще до августа прошлого года «Ростсельмаш» (кстати, при поддержке белорусской стороны) инициировал специальное защитное расследование в отношении зерноуборочных комбайнов. В декабре было решено ввести специальную защитную меру, и с 25 февраля импортную пошлину на комбайны увеличили на 27,5 %. Она будет действовать до 5 июля, после чего, вероятно, будет пересмотрена.

— Практически сразу представители США и ЕС начали оспаривать результаты защитного расследования. Россия получила комментарии на свою заявку, в которых приводились довольно серьезные аргументы против самого факта подобного расследования. После 5 июля защитная мера, скорее всего, сохранится, но будет смягчена. Следующим этапом может стать торговый спор, однако не исключен вариант, при котором российская сторона под давлением партнеров по ВТО не будет доводить дело до спора и пойдет на уступки, — рассказал Вячеслав Евсеев.

По словам эксперта, сейчас в России готовится еще целый ряд специальных защитных расследований как в области сельхозмашиностроения, так и агропромышленного производства. Специальное защитное расследование инициируется в случае, если оказывается, что обязательства ВТО наносят ущерб той или иной отрасли. Они позволяют устанавливать запретительные пошлины на отдельные товары и защищать национального производителя. Однако такие расследования ведутся против всех членов ВТО. В итоге за всю историю организации не было ни одного прецедента, когда бы результаты процедуры не оспаривались в торговом споре. Стране приходится защищаться сразу против нескольких государств. Правда, торговые споры могут продолжаться несколько лет, в течение которых повышенные тарифы будут действовать на законных основаниях.

— Надо помнить, что торговые споры — дорогое удовольствие. Их приходится вести с помощью международных юристов высокого класса, услуги которых стоят дорого. Затраты на торговый спор начинаются от миллиона долларов. Сейчас в России бюджетом не предусмотрено ни одного доллара на ведение споров в рамках ВТО, так что их финансирование целиком ложится на плечи отраслей, — добавил Вячеслав Евсеев.

Наряду со специальным защитным расследованием в рамках ВТО, возможно проведение антидемпинговых и компенсационных расследований. Результаты этих процедур сложнее оспорить, но и запустить их также непросто, необходимы доказательства демпинга со стороны одного из государств или производителей. Для АПК эффективнее позаботиться о соблюдении интересов аграриев еще в процессе переговоров о вступлении, а также полноценно использовать все меры господдержки, не запрещенные нормативной базой ВТО.

Корзины с двойным дном

Соглашением о сельском хозяйстве, действующим в рамках ВТО, все меры господдержки разделены на три корзины — зеленую, янтарную и голубую. Последняя корзина включает субсидии для борьбы с перепроизводством, в основном ее применяют развивающиеся страны.

Россия ограничена мерами зеленой и янтарной корзин. В зеленую входят услуги общего характера: поддержка исследований, борьба с вредителями и болезнями, подготовка кадров, консалтинг, инспекции, маркетинг и продвижение на рынок, инфраструктурное обеспечение. Также сюда относятся: внутренняя продовольственная помощь, создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности и, наконец, прямые платежи («несвязанная» поддержка доходов, участие в программах страхования и обеспечения доходов, выплаты в порядке помощи при стихийных бедствиях, содействие структурным изменениям, программы охраны окружающей среды и региональной помощи). Размер господдержки в рамках зеленой корзины не ограничивается. Наиболее распространенной мерой являются погектарные субсидии. В ЕС они составляют в среднем 300 евро/га, а расходы стран Евросоюза на поддержку по зеленой корзине превышают 60 млрд евро в год. Немалые деньги выплачивают своим аграриям США и другие развитые страны.

Янтарная корзина включает продуктово-специфическую и неспецифическую поддержку, которая оказывает искажающее влияние на торговлю, например выплаты, привязанные к объемам производства определенного вида продукции. В начале переходного периода Россия приняла на себя обязательства по ограничению объема данной корзины 9 млрд долларов США, к 2018 году он должен уменьшиться до 4,4 млрд. При этом РФ будет иметь седьмую по размеру корзину в мире. Самая большая корзина на данный момент у ЕС (98,8 млрд долларов), на втором месте Япония (39,6 млрд), на третьем — США (19,1 млрд). Как показывает российский опыт, размер янтарной корзины фиксируется на среднем уровне за последние три года перед началом переговоров по соглашению о сельском хозяйстве. Беларусь уже приняла на себя обязательства по ограничению мер государственной поддержки АПК в рамках ТС — не более 10 % от аграрного ВВП с 2016 года.

Однако количество денежных ресурсов, которое государство может направить на поддержку сельского хозяйства, не ограничивается корзинами. Субсидии по принципу de minimis не включаются в янтарную корзину. Согласно de minimis, ограничению не подлежит продуктово-специфическая поддержка, оказывающая искажающее влияние на торговлю, если она не превышает 5 % от валового объема производства данного продукта. Также не подлежит ограничению продуктово-неспецифическая поддержка, если она не превышает общего аграрного ВВП. Для развивающихся стран de minimis установлен на уровне 10 %.

— В теории принцип de minimis позволяет ЕС расходовать на поддержку сельского хозяйства порядка 47,6 млрд долларов, США — 28,4, Индии — 47,7, России — 9,9. Таким образом, правительство РФ в рамках янтарной корзины, а также используя принцип de minimis, могло бы в этом году выделить на поддержку сельского хозяйства чуть меньше 20 млрд долларов США. Однако таких денег в бюджете нет, — отметил Вячеслав Евсеев.

В рамках ВТО есть и другие механизмы, позволяющие не ограничивать поддержку сельского хозяйства. В частности, профильным соглашением организации предусмотрена отмена ограничений на субсидирование аграриев в регионах, признанных неблагоприятными для ведения сельского хозяйства. Россия хочет воспользоваться данной возможностью. В законодательство страны уже внесены необходимые изменения и постановлением правительства 63 из 83 регионов федерации могут быть признаны неблагоприятными для ведения сельского хозяйства. Среди критериев, по которым выделены данные субъекты, состав почв, особенности рельефа, климатические условия, а также интегральные показатели развития сельской местности (население, в том числе трудоспособное, уровень его доходов и др.). Однако данную меру эксперт считает преждевременной:

— Пока рано принимать такое постановление. Оно, вероятно, будет оспорено, потому что в практике ВТО еще не было ни одной страны, которая признала бы две трети своей территории неблагоприятными для ведения сельского хозяйства. Сейчас достаточно других мер поддержки, и стоит приберечь эту возможность до 2018 года. Кстати, Беларусь также могла бы квалифицировать регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, как неблагоприятные для ведения сельского хозяйства.

Защитить или адаптироваться?

В целом, в России принимаются меры по адаптации АПК к ВТО. Правительство разрабатывает нормативно-правовую базу для опережающего наращивания мер поддержки в рамках зеленой корзины. Так, уже введены погектарные субсидии, которые составляют до 5 евро/га, что, конечно же, крайне недостаточно. Причем российской госпрограммой предусмотрено их увеличение к 2020 году лишь в два раза. В текущем году, по словам Вячеслава Евсеева, в некоторых регионах РФ уже могут быть запущены пилотные программы продовольственной помощи. Они предполагают как прямые выплаты малоимущим слоям населения, так и организацию социального питания, поддержку школьного. При этом белорусские производители продовольствия имеют шанс стать участниками данных программ. Впрочем, все окончательно решится, когда будут подготовлены соответствующие нормативные документы.

Для защиты внутреннего рынка в рамках ВТО можно использовать меры нетарифного регулирования, в частности фитосанитарный и ветеринарный контроль. Россия активно задействует этот инструмент, достаточно вспомнить спор с США и другими странами по поводу рактопамина и ограничения экспорта.

Наконец, есть и крайние меры — лазейки, существующие в нормативной базе организации, и прямое нарушение своих обязательств. Среди лазеек Вячеслав Евсеев отметил инструмент лицензирования, который может временно ограничивать доступ для иностранной продукции. Согласно практике ВТО, нарушением обязательств признаются только те отступления от них, которые были замечены и оспорены в любой форме другими участниками. По словам эксперта, в случае маленьких отраслей, небольших рынков на отход от обязательств могут закрыть глаза, т. к. затраты на ведение торговых споров попросту не окупятся. Однако применительно к странам ТС на это рассчитывать не стоит: объединенный рынок весьма велик.

Самая последняя мера — пересмотр обязательств. Его можно инициировать один раз в три года. Сейчас начать такую процедуру собирается Украина, которая при вступлении в ВТО взяла слишком либеральные обязательства. Шансы на положительное решение невелики, но они есть. Кроме того, это очень долгий и сложный процесс. Де-факто нужно получить согласие всех членов ВТО, как и при вступлении.

В стране, присоединившейся к ВТО, возрастает роль отраслевых ассоциаций. Именно они должны осуществлять мониторинг рынка и в большинстве случаев инициировать защитные расследования, торговые споры. В России отрасли достаточно активно включились в эту работу, оказывают давление на правительство, готовят материалы для запуска различных процедур.

— ВТО означает не только открытие российского рынка, это также достаточно эффективный инструмент для «вскрытия» рынков третьих стран российскими компаниями. Могу сказать, что российская металлургия готовит претензии к ЕС по их защитным мерам против отечественного металла. Этим тоже надо пользоваться, — подчеркнул Вячеслав Евсеев.

Белорусский случай

Путь Беларуси в ВТО, скорее всего, будет более коротким, чем у России. В рамках ТС и ЕЭП наша страна уже приняла на себя часть обязательств, но в отличие от РФ не может использовать преимущества членства во Всемирной торговой организации. Через полгода в ВТО вступит Казахстан. После этого у Беларуси уже просто не останется выбора. Кстати, вступление Казахстана в ВТО станет испытанием для Таможенного союза.

— Официально обязательства Казахстана при вступлении в ВТО не озвучены, однако известно, что они уже практически полностью согласованы. Также есть сведения, что казахстанские обязательства либеральнее российских. Интрига заключается в том, каким образом изменятся ставки ЕТТ Таможенного союза, — сказал эксперт.

По его мнению, возможны два сценария. Евразийская экономическая комиссия настаивает на том, что должна быть выведена формула, в которой будут учтены как размеры обязательств стран-участниц ТС, так и их экономик. Согласно этой формуле будут рассчитаны ставки после фактического вступления Казахстана в ВТО. В этом случае ЕТТ снизится незначительно. Тем не менее, западные эксперты считают, что ТС должен принять наиболее либеральные обязательства в качестве основных для всех стран-участниц. Вероятнее всего, события будут развиваться по первому сценарию, но это не значит, что партнеры по ВТО, в первую очередь ЕС и США, не постараются оспорить решение комиссии ЕврАзЭС и настоять на своем варианте.

У белорусских аграриев есть все возможности для того, чтобы, используя опыт России, Казахстана и Украины, заранее адаптироваться к ВТО и безболезненно пережить вступление в ее ряды. По мнению российского эксперта, отраслевым организациям стоит активизировать свои действия по мониторингу рынка и помочь переговорщикам в формулировке позиции страны по сельскому хозяйству на переговорах о вступлении в ВТО. В частности, нужно добиваться максимально высоких показателей поддержки в рамках янтарной корзины, изучать практику использования зеленой.

Значение имеет просветительская деятельность среди государственных служащих, производственников. В России, по словам Вячеслава Евсеева, недостаточный уровень информированности чиновников и бизнесменов о принципах функционирования ВТО создал определенные проблемы. Необходимо готовить специалистов по тематике ВТО в органах власти, отраслевых союзах и ассоциациях.

— Сегодня Россия столкнулась с дефицитом кадров как в органах власти, так и в бизнесе, которые могли бы представлять интересы страны и отраслей в ВТО. Буквально несколько десятков человек обладает квалификацией, достаточной для ведения торговых споров, участия в консультациях, — посетовал Вячеслав Евсеев.

Для сравнения: и у США, и у ЕС есть правительственные агентства, задача которых — представлять интересы стран в ВТО. Штат американского агентства — 700 высококвалифицированных специалистов. Помимо того, порядка 800 юридических фирм имеет достаточные компетенции и опыт для ведения торговых споров. Отсутствие собственных кадров в России вынуждает прибегать к услугам иностранных консультантов, что весьма дорого и не всегда целесообразно, поскольку приходится делиться информацией, чувствительной для предприятия или отрасли, с зарубежными юристами.

 

Другие материалы рубрики
Евразийское овощеводство — бег с барьерами
Алексей Жуков, Евгений Ерошенко
Опубликовано в №9 (161) сентябрь

Овощеводство — прибыльный, но непростой бизнес. В этом сегменте надо оперативно реагировать на потребности рынка, обновлять сортовой состав возделываемых культур, оптимизировать затраты, постоянно улучшать товарность и...

Казахстан: неиспользованный потенциал для экспорта
Наталья Карпович, Екатерина Макуценя, Василина Ахрамович
Опубликовано в №5 (157), май

Республика Казахстан стояла у истоков евразийской интеграции и сегодня является одним из важнейших политических и торговых партнеров белорусского государства. Однако, несмотря на прочные дружеские связи, потенциал казахского рынка...

Беларусь мясная. Найти точки роста
Лилия Крапивина
Опубликовано в №11 (175), ноябрь

В октябре в нашей стране впервые прошел экспортный форум «Беларусь мясная». Теперь мясная и мясоперерабатывающая отрасль, так же как ранее молочная, получила постоянную площадку для обмена опытом и дискуссий. Участие...

Дорожная карта для АПК
Алексей Жуков
Опубликовано в №5 (145), май

Май стал месяцем широкого обсуждения предложений, выработанных межведомственной рабочей группой по решению проблемных вопросов АПК. Специальные совещания с руководителями областных и районных сельхозкомитетов, представителями хозяйств...

Юрий Ломако: «Импортозамещение должно проходить в разумных пределах»
Лилия Крапивина
Опубликовано в №9 (185), сентябрь

В этом году Институт экспериментальной ветеринарии им. С. Н. Вышелесского отмечает 95-летие. Использовав юбилей как информационный повод, мы поговорили с исполняющим обязанности директора института Юрием Ломако о...

Частные проблемы государственного уровня
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №3 (131), март

Создание полноценной «обратной связи» между государством и частными производителями стало темой совещания «О проблемных вопросах развития и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств», состоявшегося...

Комментарии
Войти как