Сергей Сидорский: «Вместе нам под силу стать сильнейшим игроком мирового аграрного рынка»

Сергей Сидорский: «Вместе нам под силу стать сильнейшим игроком мирового аграрного рынка»
Валентина Вешторт
Опубликовано в №5 (133), май

Евразийская экономическая комиссия закончила работу над Концепцией единой агропромышленной политики стран ТС. Вскоре она будет рассмотрена главами государств, входящих в Таможенный союз. Какое влияние этот документ окажется на АПК Беларуси, России и Казахстана? Как страны координируют свои усилия в аграрной сфере? Каковы последствия вступления России в ВТО для стран ТС? На эти и другие вопросы БСХ отвечает член Коллегии (Министр) Евразийской экономической комиссии по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский.

- Сокращение зависимости от импорта продовольствия – одна из задач общей агропромышленной политики стран ТС. Какие совместные и согласованные действия могут противопоставить страны-участницы продовольственному импорту, ведь пока вступление России в ВТО только укрепило его позиции.

– Да, такая проблема есть, и она беспокоитправительства стран Таможенного союза и Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК).Импорт сельскохозяйственных товаров в страны Таможенного союза (ТС)достиг 44 млрд долл. США в год, что сопоставимо с общим объемом товарооборота Беларуси и России (43,8 млрд долл.в 2012 году).В нашем интеграционном объединении только Беларусь имеет положительное сальдовнешней торговли сельскохозяйственными товарами.

Конечно же, главный «защитный механизм» от импорта – это собственное конкурентоспособное производство продовольствия, не уступающее зарубежному по цене, качеству и ассортименту. Навсегда закрыться от мира нельзя, ошибочно ставить такую задачу. «Рецепты» эффективного производства известны: технология, рациональная организация и кооперация,кадры и мотивация.

Что касается вступления России в ВТО, то ее обязательства по постепенному снижению импортного тарифа предусматривают переходный период по чувствительным для агропродовольственного сектора позициям. В некоторых случаях он достигает 7-ми лет. Рост импорта продовольствия в Россию, который мы наблюдали в конце прошлого года, в большей степени обусловлен новым статусом России, как страны принявшей правила международной торговли, а вовсе не снижением тарифов. Мировые компании стремятся войти на новый рынок и закрепиться на нем и для этого готовы снизить цены, предоставить отсрочку платежа и т.д. Например, сентябре-ноябре 2012 года на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился импорт в Россию сливочного масла из стран дальнего зарубежья, но ведь «работающая» адвалорная часть импортных пошлин на этот товар со вступлением России в ВТО не изменилась.

Это не означает, что ЕЭК, которая имеет полномочиядля регулирования общего агарного рынка, не принимает достаточных решений по защите рынка. Проанализировав статистику прошлого года, в феврале текущего года Коллегия и Совет ЕЭК приняли решения повыситьставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа (ЕТТ)ТС в отношении сливочного масла, молочных паст, творога, отдельных видов сыров и других молочных продуктов, что позволит усилить защиту рынка в период сезонного пика производства молока.

В настоящее время наши специалисты работают над упорядочением единой системы технического регулирования и нормативной базы контроля безопасности товаров. Практика показывает, что многие страны формально имеют невысокие таможенно-тарифные барьеры импорта, но выстраивают частокол незапрещенных ВТО технических требований, фактически не допускающих ввоз зарубежной продукции.

Не стоитзабывать, что Беларусь имеет возможность ввести более высокие таможенные пошлины, чем предусмотренные ЕТТ для защиты национального рынка. Также рекомендовал бы предприятиям и объединениям товаропроизводителей смелее инициировать проведение антидемпинговых, защитных и компенсационных расследований. Особенно в отношении импорта продукции, производство которой субсидируется. Активность белорусских организаций здесь пока практически нулевая.

Думаю, что не стоит видеть во вступлении в ВТО только негатив, связанный с либерализацией доступа на рынок, ведь при всех издержках нормативная база этой организации и ее институты создают также и предпосылки наращивания экспорта. У стран ТС в данной сфере весьма неплохой потенциал. В подтверждение, на «Белагро» ежегодно демонстрируются соответствующие мировому уровню селекционные достижения аграриев, новые техника и оборудование, обеспечивающие внедрение энергоэффективных технологий.

ЕЭКуже вынесла на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств проект Концепции согласованной агропромышленной политики государств – членов ТС и ЕЭП, который предусматривает,в том числе,координацию действий сторон по развитию экспорта. Вместе нам под силу стать сильнейшим игроком мирового аграрного рынка.

- Расскажите подробнее, что нового будет содержать упомянутая вами Концепция по сравнению ныне определяющим правила игры на аграрном рынке Соглашением о правилах господдержки?

– Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года затрагивает весьма значимую, но узкую область агропромышленной политики.Ее элементы содержатся также в решениях по тарифному и нетарифному регулированию внешней торговли, техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам.Но этого пока недостаточно.

Агропромышленное производство – специфическая сфера.Во всем мире этот сектор получает государственную поддержку. Если создавать общий рынок в рамках экономического союза, не координируя агропромышленную политику, то можно нарушать условия конкуренции и интересы субъектов хозяйствования стран – партнеров. Поэтому единый аграрный рынок и согласованная агропромышленнаяполитика – это неразрывно связанные элементы экономической интеграции. Принятие Концепции призвано сблизить направления реализации агропромышленных политик Беларуси, Казахстана и России. Это документ, в котором впервые предлагаются системные меры по координации сельскохозяйственных вопросов вТС и ЕЭП.В частности, он предусматривает взаимодействие стран-участниц в сфере прогнозирования и индикативного планирования, меры по регулированию общего аграрного рынка. Речь в нем идет о формировании единых требований производства и обращения продукции, а также санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер.Планируется интеграционное взаимодействие в сфере экспорта,науки и информационного обеспечения АПК.

Проект Концепции прошел все стадии согласования. Его одобрила Коллегия и СоветЕЭК. Планируется, что в конце мая его рассмотрят Главы государств ТС и ЕЭП.

- Когда подписывалось Соглашение о единых правилах господдержки сельского хозяйства, страны использовали ее идентичные формы, однако в этом году Россия перешла на принципиально иную систему. Не противоречит ли это обязательствам, взятым ею в рамках Соглашения?

- Нет, не противоречит. Соглашение запрещает импортозамещающие и экспортныесельскохозяйственные субсидии.Другие меры поддержки, которые оказывают искажающее влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами,только ограничены в общем объеме – не более 10%от валовой стоимости сельскохозяйственных товаров. После присоединения какого-либо государства Таможенного союза к Всемирной торговой организации меры данной категории могут предоставляться в пределах обязательства страны в ВТО.В качестве начального уровня «связывания» Россия на 2013 год согласовала сумму 9 млрд. долларов.В 2018 году и последующий период она не должна превышать 4,4 млрд долларов. В последние годы уровень поддержки в России не превышал в совокупности 8 млрд долл. США, в том числе по мерам, подпадающим под ограничение, – 6 млрд долл. США. То есть, чтобы нарушить количественный порог взятых обязательств, Россия должна увеличить помощь селу почти в 1,5 раза.Предварительное уведомление о программах субсидирования в 2013 году показывает, что ее объем по отношению к 2011 и 2012 году останется почти на прежнем уровне. Изменение направлений поддержки в рамках разрешенного уровня, что сделала Россия, не является нарушением.

Напомню, что в 2013 годуРоссия перешла к прямому субсидированиюреализации молока и погектарным субсидиям. Что касается последних, то они могут быть классифицированы как не оказывающие искажающего влияния на торговлю. Да и там не идет речь о больших деньгах. В соответствии с указанным порядком будет распределено около 60 % средств федерального бюджета, предусмотренного для развития растениеводства. Это около 125 российских рублей на гектар. Регионы добавят еще примерно 80 рублей. В итоге имеем около 7 долларов на гектар.

Те меры, которые не искажают условия торговли и вовсе могут применяться без ограничений. Это компенсация потерь от стихийных бедствий, строительство общей инфраструктуры,развитие ветеринарии,страхование,подготовкакадров,выставочная деятельность,научно-исследовательские разработки,консалтинг и информационное обеспечение и т.д.

- Каким образом контролируется выполнение норм Соглашения? Какие есть механизмы и рычаги воздействия в случае их нарушения?

– ЕЭК имеет право проводить сравнительно-правовой анализ законодательства государства каждой из Сторон на предмет соответствия Соглашению о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, и должна готовить ежегодные отчеты о соблюдении Сторонами его положений. В случае нарушений выносятся рекомендации о прекращении искажающей практики. Такие ситуации уже были, выявленные нарушения были оперативно устранены.

В ЕЭП предусмотрены серьёзные санкции для нарушителей соглашения по сельхозсубсидиям. Если Сторона нарушает свои обязательства, то она должна выплатить другим Сторонам компенсацию в размере объема мер поддержки, в наибольшей степени оказывающих искажающее воздействие на торговлю, или превышения разрешенного объема мер «желтого ящика».

Для разрешения споров Стороны могут сформировать Согласительную комиссию из независимых экспертов, либо обратиться в Суд ЕврАзЭС.

- Недавно Департамент агропромышленной политики ЕЭК проанализировал законодательства стран-участниц на предмет наличия барьеров по доступу на рынок продовольствия и сельхозпродукции. Что показал анализ и будет ли он иметь практические последствия?

– Выявлено 25 видов различных барьеров, препятствующих доступу на рынок, в том числе по продукции животноводства и растениеводства – по 3 барьера; по пищевой продукции – 8 барьеров; по алкогольной продукции – 11 барьеров.

Природа барьеров в животноводческой отрасли заключается в отсутствии единой нормативной правовой базы ТС и ЕЭП по оценке племенного скота и идентификации животных, а также отсутствии единого механизма контроля отдельных заболеваний, что влияет на конкурентоспособность товаров на внешних рынках.

В растениеводстве отсутствует взаимное признание сортов растений и средств по их защите, что в свою очередь влияет на ввоз и перемещение данной продукции на территории ТС и ЕЭП.

По пищевой продукции барьеры затрагивают вопросы авторского права. Отмечены ограничения по предоставлению торговых площадей для ввозимой продукции и т.д.

Полученные результаты уже рассмотрел Консультативный комитет по агропромышленному комплексу при ЕЭК.В июне предполагается вынести вопрос на обсуждение Коллегии. Учитывая, что аналогичную работуведут другие подразделения Комиссии, требуется ее систематизировать, например, сформировать сводный реестр информации о барьерах.

Важно понимать, что наличие отмеченных барьеров в большинстве случаев не противоречит договорной и нормативной правовой базе ТС и ЕЭП. К числу барьеров относятся, например, различия в ставках косвенных налогов, в том числе акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Это вполне допустимо, но создает определенные проблемы во взаимной торговле, которые поэтапно должны быть устранены.

Выявленные барьерымы рассматриваем как перечень проблем нашей работы на перспективу. Устранение препятствий свободного движения товаров, рабочей силы, капитала и оказания услуг – одна из ключевых задач совместной работы органов государственного управления Таможенного союза и Комиссии.

-  Производителей и переработчиков молока стран ТС волнуют переговоры с Новой Зеландией, результатом которых может стать создание зоны свободной торговли…

– Новая Зеландия является лидером глобального рынка молока. В 2012 году из данной страны на территорию ТС ввезено молочных товаров на сумму порядка 90 млн долл. США. Этот уровень является безопасным, однако ослабление таможенно-тарифной защиты может привести к росту объемов импорта молочной продукции.

При ведении переговоров о создании зоны свободной торговли обсуждается вопрос о сохранении определенного уровня защиты на рынке молока. Окончательная позиция пока не согласована, но мы близко подошли к достижению компромисса на основе инициативного предложения, сформированного нашей Стороной.

Я встречался с рядом руководителей органов государственного управления Новой Зеландии– Министром первичных отраслей Натаном Гаем, Министром по безопасности пищевых продуктовНикольКайе, Министром торговли ТимомГросером, а также представителями молочного бизнеса, в частности, генеральным директором компании «Фонтерра» Тео Спирингсом. Обсуждались возможные пути либерализации доступа на молочный рынок Таможенного союза в увязке с развитием инвестиционного сотрудничества. Нам удалось достичь понимания и заинтересованности новозеландскойСтороны в реализации подхода, выработанного в Таможенном союзе.

Хотелось бы добавить, что конкурентоспособность новозеландского молока связана не только с уникальными природными условиями для производства дешевого и качественного сырья. Немаловажное значение имеют организация товародвижения и экспортных поставок. Около 95 % молокопродуктов, произведенных в Новой Зеландии, экспортирует одна компания – «Фонтерра», являющейся кооперативным объединением почти 11 тыс. фермеров. Это позволяет исключить экспортную конкуренцию, диктовать уровень цен покупателям через запущенный в 2008 г. аукцион «GlobalDairyTrade».

Белорусский экспорт молочных продуктов также составляет довольно значительный удельный вес в мировой торговле – 4 – 5 %,однако экспортная стратегия не столь эффективна.Использование новозеландского опыта было бы весьма полезным для повышения результатов молочной отрасли.

При всех естественных преимуществах молочного сектора Новой Зеландии длинное транспортное плечо позволяет эффективно торговать главным образом биржевыми молочными товарами (сухим молоком, маслом, молочным жиром, сыром).Например, чтобы новозеландское масло попало в Минск, оно должно преодолеть расстояние около 20 тыс. км – половину длины экватора. Поэтому «Фонтерра» развивает не только торговую, но и производственную инфраструктуру на территории стран, в которые поставляет свои товары, выпуская на основе местного цельного молока и новозеландских молочных концентратов продукты с высокой добавленной стоимостью.Сотрудничество в данной сфере может стать предметом взаимодействия белорусских молочных предприятий с новозеландскими коллегами. Мы готовы оказать содействие в его развитии.

-  В июле этого года начинают действовать технические регламенты, которые непосредственно затрагивают сельское хозяйство. Каковы, на ваш взгляд, будут последствия их вступления в силу?

– С 1 июля 2013 года  вступают в силу 7 технических регламентов Таможенного союза: О безопасности пищевой продукции;Пищевая продукция в части ее маркировки;О безопасности зерна;Технический регламент на масложировую продукцию; Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей;О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания;Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств.

Все регламенты прошли публичное обсуждение, аккумулировали требования аналогичных национальных документов, которые и ранее были во многом унифицированы, особенно в Беларуси и России, поэтому содержат единые компромиссные требования в области безопасности и качества. Предусмотрены также переходные периоды по их внедрению. Поэтому больших проблем здесь нет. Безусловно, не все предприятия устраивает уровень требований, содержащихся в этих документах,но, думаю,  добросовестные производители и поставщики должны только выиграть, так как снижаются возможности фальсификации товаров, искажения информации о составе продукции и т.д.

Проблема в сфере технического регулирования пока состоит в том, что разработаныне все необходимые межгосударственные стандарты для обеспечения обязательных требований техрегламентов Таможенного союза. На временной основе применяются национальные стандарты. Это создает трудности во взаимном признании документов о соответствии, выданных уполномоченными национальными органами. Однако это временно. Разработка региональных стандартов является приоритетным направлением работы ЕЭК до 2015 года.

-  С августа прошлого года Россия является членом ВТО. Как в ЕЭК оценивают влияние этого шага для России и других стран-участниц?

– Чувствительным для Беларуси стало снижение пошлин на зерноуборочные комбайны, грузовые автомобили. Определенные компенсационные меры здесь приняты и продолжают нарабатываться.

В то же время на основании столь короткого периода членства в ВТО подводить итоги рано. Однако никакой катастрофы не произошло и не произойдет. Правовой механизм ВТО позволяет достаточно эффективно противостоять растущему импорту, нарушениям платежного баланса, ввозу недоброкачественных товаров. Членство в ВТО также дает возможность участвовать в формировании многосторонней системы регулирования мировой торговли, защищать свои интересы в арбитражных органах. Пока у Беларуси такая возможность отсутствует.

-  Не так давно мы писали о готовящихся изменениях в законодательство о семеноводстве в Беларуси и России.Как стало понятно из комментариев представителей двух стран, готовящиеся изменения далеко не идентичны. Может быть, имело бы смысл разрабатывать модельные проекты законов под эгидой ЕЭК, чтобы правила «игры» на территории трех стран были одинаковыми?

– В семеноводстве ряд вопросов относится к наднациональной компетенции. Прежде всего, в сфере фитосанитарного контроля. Политика же по стимулированию развития отрасли, поддержке селекционных центров и семеноводческих предприятий, созданию научной базы генетики и селекции, подготовки кадров реализуется национальными правительствами. В этом нет противоречий.

Наша совместная задача, которая вытекает из проекта Концепции согласованной агропромышленной политики,–упростить взаимную торговлю семенным материалом. Для этого предусматривается гармонизировать и унифицировать требования по оценке потенциала сортов сельскохозяйственных растений, их экологической устойчивости, обеспечить взаимное признание документов о качестве семян, установить единый порядок их ввоза и перемещения по территориям государств, сформировать единый реестр сортов и гибридов, допущенных к использованию в Таможенном союзе, разработать единые методики сортовой идентификации.

Что касается разработки модельного закона о семеноводстве, то в этом пока нет необходимости. Хотя в ЕЭП такая практика существует – в настоящее время обсуждается проект модельного закона о конкуренции.

-  ЕЭП функционирует уже больше года. Проводился ли мониторинг его влияния на развитие аграрных отраслей стран-участниц? Что можно уже сегодня назвать бесспорными достижениями?

– Ликвидация различных барьеров, упрощение процедур перемещения товаров в рамках ТС, формирование общего аграрного рынка стран способствовали значительному росту взаимной торговли аграрной продукцией.

По итогам 2012 годамежгосударственные продажи сельскохозяйственного сырья и продовольствия вырослив сравнении с 2011 годомболее чем на 20 % – до 7 млрд долл. США в эквиваленте. Кстати, 60 % этого объема – продукция, произведенная в Беларуси.

Еще недавно взаимные противоречия в торговле отдельными товарами казались непреодолимыми. В прошлом году по инерции отдельные заинтересованные группы предпринимали попытки склонить российское правительство «поставить заслон» на пути белорусских товаров в Россию.Сегодня рупоры этих идей, понимая бессмысленность запретительной риторики, молчат. Это весомое достижение.

Во многом благодаряТС Беларусь обеспечивает стабильность национальной финансовой системы. Это позволяет реализовать программы развития реального сектора экономики, в том числе АПК, что способствует росту производительности труда, заработной платы и благополучия наших граждан. Это главное.

Другие материалы рубрики
Сертификация: энергетик для мясного экспорта
Лилия Крапивина, Татьяна Ларченко
Опубликовано в №11 (175), ноябрь

Сертификация мясной продукции на соответствие международным стандартам — возможность выхода на зарубежный рынок. О том, как работают над этим предприятия, шла речь на экспортном форуме «Беларусь мясная».

Зарплата в АПК: тенденции и противоречия
М.Антоненко, О.Пашкевич, В.Левкина
Опубликовано в №8 (148), август

Идеальная система оплаты труда должна органично сочетать интересы работодателя, работников и государства. Модель, применяемая в АПК, к сожалению, пока от этого идеала далека. Основная проблема — недостаточная мотивация...

Проблемно-ягодный конфитюр
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №2 (130), февраль

Созданная в декабре 1997 года при участии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь ассоциация «Белсадпитомник» официально отметила свое 15-летие. Из 120 членов на посвященное юбилею...

Белорусское свиноводство должно базироваться на отечественном генофонде
Иван Шейко
Опубликовано в №6 (158), июнь
Теги:

Оправданно ли использование в Беларуси импортных пород свиней для успешного развития свиноводства? Практика и опыты ученых показывают, что не всегда акклиматизация и адаптация завезенных из-за рубежа животных проходят без потерь....

Травяные корма: простое слагаемое лидерства
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №1 (129), январь

Брестская область неоднократно демонстрировала высокие результаты в кормопроизводстве, и минувший год не стал исключением. Впрочем, по мнению главы комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Степана...

«Белагропромбанк» предложил клиентам “Моцную картку”
Ирина Филипкова
Опубликовано в №7 (171), июль

В июле произошло знаковое событие для белорусской банковской системы. Программа лояльности «Моцная картка» впервые вышла за рамки одной платежной системы и теперь доступна держателям пластиковых карт MasterCard от ОАО...

Комментарии
Войти как