Подайте на пропитание. Продовольственная помощь в США и России

Подайте на пропитание. Продовольственная помощь в США и России
Алексей Жуков, Евгений Ерошенко
Опубликовано в №1 (141), январь

В Беларуси вопрос о введении внутренней продовольственной помощи социально незащищенным и малоимущим слоям населения пока обсуждается лишь на уровне экспертов. Они предлагают таким образом уйти от госрегулирования цен на социально значимые товары, а в свете грядущего вступления республики в ВТО — «переложить» значительную часть поддержки аграрного сектора из «желтой» корзины в «зеленую». Программы продовольственной помощи действуют во многих странах мира, а в этом году пилотные проекты были запущены в России. Опыт соседей может оказаться полезным и для нашей страны.

Соглашение по сельскому хозяйству в рамках Всемирной торговой организации, в которую после России намерена вступить и Беларусь, ограничивает размеры поддержки аграрной отрасли. ВТО добивается того, чтобы помощь, оказывающая искажающее влияние на торговлю, была минимальной или вовсе отсутствовала. Такие меры относятся к «желтой» корзине, размеры которой ограничены и оговариваются с каждой страной при ее вступлении в организацию. Так, для России на 2013 год «желтая» корзина не должна превышать 9 млрд долларов. В Таможенном союзе, участником которого Беларусь стала два года назад, также предусмотрены ограничения для «желтой» корзины. Она не должна превышать 10 % от объема ВВП сельскохозяйственной отрасли.

Продовольственная помощь уже давно стала одним из основных инструментов поддержки сельского хозяйства во многих странах. Она призвана стимулировать внутренний спрос на продукты питания и, поскольку является неспецифической (наряду с поддержкой научных исследований, погектарными выплатами и другими мерами), согласно нормативам ВТО относится к «зеленой» корзине, объемы которой не ограничиваются.

Американский опыт

В США продовольственная помощь появилась задолго до ВТО и даже предшественника этой организации — Глобального соглашения по торговле. Ее ввело правительство Франклина Рузвельта как меру преодоления последствий Великой депрессии и поддержки малоимущих слоев городского населения. На каждый доллар, потраченный на американские продукты питания, участник программы получал возмещение в размере 50 центов, которые мог потратить на продовольствие. В послевоенные годы программа была свернута и возродилась в конце шестидесятых.

В 1977 году продовольственная помощь (Food Stamps) была включена в закон о поддержке сельхозпроизводителей и стала его основной мерой. Закон неоднократно пересматривался, но каждый раз доля косвенных субсидий, т. е. продовольственной помощи, росла, а объемы прямых выплат фермерам сокращались. Так, в 2002–2012 годах в рамках реализации предыдущей программы помощи (новая принята в сентябре 2013-го) американское правительство выделило по этой статье 764 млрд долларов, в то время как на поддержку аграриев было израсходовано 210,2 млрд. В эту цифру входят как погектарные субсидии, так и страхование урожая, средства на государственные интервенции и выплаты при консервации земель. Иначе говоря, американские фермеры получают на руки лишь десятую часть средств, которые государство тратит на их поддержку. Большая часть денег идет на стимулирование спроса.

В 2012 году в рамках продовольственной помощи было выделено 74,6 млрд долларов. Порядка 47,7 млн американцев в среднем получили по 134,29 доллара на человека. Среди получателей — малоимущие семьи, безработные, инвалиды, семьи с одним родителем. За последние годы количество участников программы резко выросло. Например, в 2007 году лишь 26,3 млн американцев получали данную помощь.

Администратором программы продовольственной помощи в США выступает федеральное Министерство сельского хозяйства. Непосредственно выдачей денег населению занимаются специальные агентства при правительствах отдельных штатов. Ранее деньги выдавались в виде купонов, теперь перечисляются на специальные банковские карты. Последние нередко применяются и для выдачи других государственных субсидий. Эти карты можно использовать для приобретения любых упакованных продуктов питания независимо от их пищевой ценности, т. е. минеральная или сладкая газированная вода подпадает под действие программы. Правда, ими нельзя расплатиться за «кулинарию» в супермаркетах или потратить на фастфуд.

Продовольственная помощь в США не ограничивается раздачей денег. Она включает программы школьных обедов и завтраков, а также дополнительного питания детей, беременных и кормящих женщин. Однако большая часть средств все-таки просто раздается в виде субсидий.

Продовольственная помощь оказывает заметное влияние на экономику США. МСХ страны утверждает, что каждый доллар, выданный государством в рамках программы, генерирует до 1,8 доллара в экономической деятельности. В свою очередь, каждый миллиард создает примерно 18 тыс. рабочих мест, в том числе 3 тыс. в аграрной отрасли.

Вместе с тем программу критикуют за то, что она вредит здоровью американцев. Потребители, получающие помощь, отдают предпочтение менее полезным, но более приятным продуктам. В частности, согласно исследованиям журнала Economics and Human Biology женщина, получающая продовольственные талоны, в среднем на 2,6 кг тяжелее, чем американка с аналогичным уровнем достатка, не участвующая в программах. Такие люди выбирают больше сладкого и высококалорийного в ущерб здоровому питанию, которое доступно за те же деньги. Другие критики указывают на социальные проблемы. В регионах, где проживает много участников программы, в день выдачи средств возникает ажиотажный спрос, создающий серьезную нагрузку на торговые предприятия.

Русские регионы экспериментов

В Российской Федерации также начинают внедрять программы внутренней продовольственной помощи. Пока они поддержаны из федерального центра лишь в пяти пилотных регионах: республиках Мордовия и Бурятия, а также в Ульяновской, Омской и Саратовской областях.

Каждый из них идет своим путем, но можно выделить и общие черты пилотных проектов. Местные министерства сельского хозяйства в большинстве случаев являются основными администраторами программ. В их задачу входит обеспечение поставок продовольствия и соответствующей инфраструктуры. Основными распорядителями денег выступают министерства социального блока: образования, здравоохранения и социальной защиты.

Практически во всех регионах цель внутренней продовольственной помощи — увеличить потребление продуктов местного производства. Власти прилагают максимум усилий для того, чтобы деньги остались в регионе. Поддержка из федерального бюджета весьма невелика по сравнению со средствами, которые выделяются правительством области или республики.

Все регионы стараются охватить программами продовольственной помощи организованные коллективы, иначе говоря, «пересадить» на местные продукты образовательные и социальные учреждения, больницы, а также исправительные колонии. Для этого в первую очередь вкладываются деньги в развитие инфраструктуры: в увеличение производства продукции растениеводства и животноводства, в создание или модернизацию перерабатывающих предприятий. Также предусматривается строительство логистических центров, которые в отдельных случаях должны совмещаться с переработкой. В их задачу входит аккумулирование продовольствия и его дальнейшее распределение по организациям уже в виде готовых продуктовых наборов. Это вынужденная мера.

Например, в Омской области изначально правительство договорилось с рядом сельхозпроизводителей и переработчиков о поставках необходимых продуктов питания. Однако главным критерием при закупках для нужд социального питания остается цена. Доставка снижала и без того невысокую рентабельность партнеров правительства. В итоге они начали отказываться от контрактов. Выходом должны стать логистические центры, которые возьмут эту задачу на себя. В одних регионах они будут функционировать как коммерческие предприятия, в других — как государственные или некоммерческие организации.

В итоге пока программы продовольственной помощи в Российской Федерации представляют собой своеобразное прикрытие для субсидий на развитие сельского хозяйства и переработки. Именно на эти нужды выделяются основные средства.

Адресная помощь на приобретение продуктов питания, выделяемая социально незащищенным и малоимущим слоям населения, либо ограничена, как в Саратовской области, либо отложена на второй или третий этап реализации комплексных региональных программ.

В Саратовской области в 2012 году уже был реализован проект адресной помощи. Правительство региона вместе с торговой сетью «Магнит» выпустило специальные продовольственные карты, которые выдавались малоимущим для покупки продуктов питания. Здесь ближе всего подошли к реализации системы, максимально напоминающей американские продовольственные талоны. Правительство области уже подготовило все необходимые нормативные акты, создается организация, которая будет заниматься распределением средств, ведется поиск партнеров.

Предполагается, что один из российских банков эмитирует социальные продовольственные карты, которые будут выдаваться получателям помощи. Деньги предназначаются только для покупки продовольствия в партнерских магазинах. Обналичить средства нельзя. При этом индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны будут взять на себя определенные обязательства, в том числе по ассортименту, большая часть которого должна будет иметь местное происхождение. Социальные продовольственные карты планируется выпустить в обращение уже в следующем году.

Так или иначе, пилотные программы внутренней продовольственной помощи сегодня нацелены на продвижение именно местной продукции. Правительства формально не могут ограничивать поставки из других регионов или стран в рамках социального питания, поэтому стремятся сделать местные продукты наиболее дешевыми, инвестируя в развитие производства и переработки. Однако долго это продолжаться не может. В теории на поставки в рамках данных программ могут претендовать и белорусские производители, ведь в ЕЭП должны быть предусмотрены одинаковые условия ведения бизнеса для всех стран-участниц. Кроме того, практика ограничений может вызвать претензии со стороны ВТО. Так что в итоге российская продовольственная помощь, скорее всего, будет способствовать росту потребления продуктов независимо от страны их происхождения.

Другие материалы рубрики
Кто победил в конкурсе на лучшую корову?
Опубликовано в №6 (182), июнь

Если бы на «Белагро» присуждали рейтинги проводимым мероприятиям, то впереди, несомненно, был бы конкурс «Белферма», где выбирают самую лучшую корову Беларуси.

Мастит, осеменение и новинки на рынке ветпрепаратов
Лилия Крапивина
Опубликовано в №10 (186), октябрь

Как произвести продукцию не просто биологически безопасную, но и экологически чистую? Об этом велась речь на научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы скотоводства и их решение», который прошел в Минске.

Здоровая телка — большое молоко
Алексей Жуков
Опубликовано в №8 (136), август

К сожалению, в последнее время в Беларуси наметился ряд проблем с выращиванием телок. При этом продуктивность коровы, ее здоровье и долголетие во многом зависят от того, какую телку удалось вырастить хозяйству, насколько правильно...

Белорусское свиноводство должно базироваться на отечественном генофонде
Иван Шейко
Опубликовано в №6 (158), июнь
Теги:

Оправданно ли использование в Беларуси импортных пород свиней для успешного развития свиноводства? Практика и опыты ученых показывают, что не всегда акклиматизация и адаптация завезенных из-за рубежа животных проходят без потерь....

Стоп… кадры!
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №10 (138), октябрь
Теги: кадры

Кормить людей — основное предназначение сельского хозяйства. Однако сам белорусский АПК в последнее время также испытывает голод — кадровый. Особенно болезненна для отрасли нехватка руководителей. В чем...

Мясо-молочная компания. Нужна единая политика на российском рынке
Алексей Жуков
Опубликовано в №3 (143), март

Конъюнктура российского рынка в 2013 году в целом была благоприятной для белорусского экспорта: установились высокие цены на молоко, прекратилось падение стоимости свинины, подорожала говядина. Однако ситуация может измениться на...

Комментарии
Войти как