Мозоли государственных закупок

Мозоли государственных закупок
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №4 (132), апрель

Особенности процедуры госзакупок, а также наиболее распространенные ошибки, встречающиеся в статистической отчетности, оказались в списке основных тем, затронутых на семинаре по актуальным вопросам развития белорусского АПК, прошедшем в Минсельхозпроде.

К госзакупкам допускают всех!

Закон Республики Беларусь «О государственных закупках» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2013 года. Основные новации касаются состава участников процесса государственных закупок. Из законодательства исключили понятие «уполномоченная организация». Теперь действуют заказчик, организатор и участник. Заказчик — юридическое лицо или ИП, которое является получателем бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг). Организатор — юрлицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок. В этой роли могут выступать организации, которые определяются вышестоящим органом. Договор же по результатам этой процедуры заключает заказчик, для которого проводилась закупка.

Согласно Закону участником процедуры госзакупки является юридическое или физическое лицо, в том числе ИП. Фактически участвовать в госзакупках сейчас может любой желающий безотносительно его статуса. Требование о приоритетности закупок у производителя или сбытовой организации из законодательства исключили.

— Ограничение состава участников недопустимо, — отметил во время заседания консультант отдела государственных закупок Министерства экономики Александр Одинец. — Мы столкнулись с тем, что многие по привычке продолжают писать: «Участниками могут быть производители, официальные торговые представители или сбытовые организации…» Это нарушение, из-за которого вся процедура может быть признана несостоявшейся.

Тем не менее, Минэкономики обращает внимание на то, что после размещения заявки о проведении госзакупки на официальном сайте организатор имеет право направить индивидуальное приглашение производителям или сбытовым организациям на участие в процедуре. По словам Александра Одинца, подобными приглашениями не следует пренебрегать, поскольку они увеличивают шансы на то, что процедура состоится и будет выбран победитель.

Специалист Минэкономики также пояснил, что участниками процедуры госзакупок могут быть только резиденты Беларуси или России.

— Все возможные ограничения прописаны в статье 14 Закона. Они и только они могут указываться в документах о проведении госзакупок, — сказал Александр Одинец.

Одним из многочисленных вопросов, связанных с новым Законом, стала возможность участия в госзакупках структурных подразделений заказчиков. По мнению Минэкономики, решение находится на поверхности: если в организации есть подразделение, которое само может выполнить необходимые работы, проводить процедуру закупки не нужно. Единственный момент, при котором в этой ситуации можно столкнуться с действием Закона, — приобретение материалов, нужных, например, для ремонта или строительства.

Рассказывая о нюансах работы Закона в сфере строительства, Александр Одинец уточнил, что согласно разъяснению Минэкономики генеральный подрядчик выбирает субподрядчиков и поставщиков материалов и оборудования при строительстве, руководствуясь не Законом, а, как и раньше, Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 года № 58 и постановлением Совмина от 3 марта 2005 года № 235.

Виды государственных закупок

К видам процедур государственных закупок относятся: процедура запроса ценовых предложений, электронный аукцион, открытый конкурс, закрытый конкурс, процедура закупки из одного источника и биржевые торги. Новым является только последний пункт. Перечень товаров, которые приобретаются при госзакупках с применением биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержден постановлением Совмина от 22 августа 2012 года № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

В соответствии с законодательством процедура закупки из одного источника применяется, если стоимость ориентировочной годовой потребности закупаемых товаров и услуг не превышает 300 базовых величин либо товар (услуга) упомянут в приложении к Закону. Процедура запроса ценовых предложений применяется, если стоимость ориентировочной годовой потребности закупаемых товаров и услуг находится в пределах 300–1 000 базовых величин. Электронный аукцион проводится, если стоимость ориентировочной годовой потребности закупаемых товаров и услуг равна 1 000 базовых величин или более, а сам товар (услуга) упомянут в перечне товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (постановление Совмина № 778).

Если стоимость ориентировочной годовой потребности закупаемых товаров и услуг составляет 1 000 базовых величин или более, а сам товар (услуга) не входит ни в перечень биржевых, ни в перечень «аукционных», и, кроме того, упоминания о нем нет в приложении к Закону, в таком случае применяется открытый конкурс. Закрытый конкурс проводится, если стоимость ориентировочной годовой потребности закупаемых товаров и услуг составляет 1 000 базовых величин или более, а сведения о них являются секретными. И наконец, биржевые торги применяются, если стоимость ориентировочной годовой потребности закупаемых товаров и услуг — 1 000 базовых величин или более, а сам товар (услуга) входит в перечень биржевых товаров (постановление Совмина № 778).

Заказчик обязан утверждать годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещать его на официальном сайте. Там же размещаются и возникшие изменения или дополнения.

Основные формы, при помощи которых в белорусском АПК осуществляются госзакупки, — процедура запроса ценовых предложений, электронный аукцион и открытый конкурс.

Процедура закупки из одного источника не требует размещения какой-либо информации в Интернете. В остальных случаях закупка начинается с размещения заказчиком у себя на сайте приглашения для участников. Форма приглашения (равно как и всех документов, оформляемых в рамках проведения госзакупок) утверждена постановлением Министерства экономики от 22 декабря 2012 года № 119. Если проводится открытый конкурс или электронный аукцион, конкурсные и аукционные документы размещаются на официальном сайте вместе с приглашением. Все протоколы, составленные во время электронного аукциона или открытого конкурса, также размещаются на сайте. В свою очередь протоколы, составленные в ходе процедуры запроса ценовых предложений, на сайт выкладывать не нужно. После проведения госзакупки составляется сообщение о результате процедуры, которое также размещается на официальном сайте.

Какие товары могут быть лотом?

Предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам). В этом случае участники могут подавать предложения на любую из таких частей (лотов). Важное изменение, которое содержит Закон, касается товаров, являющихся частью одной процедуры. Так, документ запрещает объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги).

Напомним, что ранее однородными считались товары, относившиеся к одной подкатегории Общегосударственного классификатора 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция». Однако сейчас произошло дробление и однородность действует только в пределах одного подвида товаров — нюанс, который следует учитывать при проведении закупок.

Наиболее интересные ситуации, связанные с необходимостью исполнять требование об однородности лотов, возникают, например, при закупке компьютерного оборудования. Дело в том, что по классификатору монитор, системный блок и клавиатура — неоднородные товары. Минэкономики предупреждает, что их объединение — возможная почва для последующей подачи жалоб о неправильном проведении закупок. К слову, в строительстве подобные моменты с объединением, казалось бы, связанных между собой, но по классификации далеко отстоящих друг от друга работ решаются проще, т. к. обосновываются проектной документацией.

Описание предмета государственной закупки также должно подчиняться требованиям, установленным статьей 20 Закона. Согласно им описание не должно ориентировать кого-либо на приобретение товара у определенного поставщика или производителя:

— Какие-то характеристики (высота, длина, грузоподъемность) можно указать без ссылок на какие-либо марки, — объяснил Александр Одинец. — Если же описание затруднено, можно сослаться на определенную марку, добавив к описанию слова «или аналог». Были случаи, когда предприятия забывали указать возможность альтернативы, в связи с чем Минэкономики обязывало заказчика отменить процедуру и провести ее повторно. Итог — потраченные нервы, потерянные деньги и время.

Пунктуальность — главный критерий

При проведении госзакупок необходимо учитывать срок, который организатор должен дать потенциальным участникам, чтобы они могли выставить свои предложения. При проведении открытого или закрытого конкурса такой срок составляет 30 календарных дней, запроса ценовых предложений — 10 рабочих дней. А вот при проведении электронного аукциона срок дифференцирован:

  • 10 рабочих дней, если ориентировочная стоимость годовой потребности в закупке меньше 3 000 базовых величин;
  • 20 календарных дней, если ориентировочная стоимость годовой потребности в закупке больше 3 000 базовых величин.

— В январе мы зафиксировали много проблем по этому пункту, — отметил Александр Одинец. — Недочитали, недосмотрели, поставили 10 календарных вместо 10 рабочих — получили нарушение.

Заметим, что при повторном проведении процедур госзакупок указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем вдвое. Если предполагается размещение приглашения в зарубежных СМИ, к базовым срокам подготовки и подачи предложений прибавляется 10 календарных дней.

По результатам проведения процедуры госзакупок и после срока, который дается на обжалование результатов процедуры (10 рабочих дней), заключается договор. Его проект должен быть своевременно размещен на сайте, а если проводилась многолотовая процедура, необходимо разместить проекты в отношении каждого лота. Кроме случаев, предусмотренных Законом, договор заключается на один календарный год.

Заметим также, что в конце года на сайте размещается информация о договорах по процедуре госзакупок, если цена договора превысила 8 000 базовых величин. Набор сведений о таких договорах определен постановлением Совмина № 778.

— Допускается проведение госзакупок по квартальной потребности в товарах, — сообщил Александр Одинец. — Соответственно и срок действия договора — квартал. Однако вид процедуры все равно определяется исходя из годовой потребности. Если нужно, проводите четыре открытых конкурса за год.

Кстати, практика показала, что процедура часто не завершается заключением договора, по причине того, что она не состоялась. Информация об этом также размещается на сайте.

Все возможные причины признания процедуры госзакупки несостоявшейся перечислены в статье 26 Закона. Основанием может быть, например, подача только одного предложения либо их полное отсутствие. Возможен и вариант, когда предложений подано много, но все они имели нарушения и потому отклонялись до тех пор, пока к концу срока проведения закупки не осталось только одно (или вообще ни одного), что автоматически послужило основанием для признания всей процедуры несостоявшейся. «Похоронить» закупку может и отказ участника от заключения договора, а также распоряжение Минэкономики, отданное после рассмотрения жалобы кого-либо из участников.

Кроме признания закупки несостоявшейся, возможна также ее отмена (статья 20 Закона). В этом случае проводится новая процедура, а при признании закупки несостоявшейся — повторная. Разница в том, что во втором случае сроки проведения могут быть сокращены. Если процедура многолотовая и она не состоялась по отдельному лоту, организатор вправе провести по каждому лоту запрос ценовых предложений.

Трудности согласования

После того как процедура состоялась, готовится письмо, которое с определенным пакетом документов (перечень указан на сайте www.economy.gov.by в подразделе «Вопросы и ответы» раздела «Регулирование закупок») направляется в Министерство экономики для согласования всей процедуры. Повторная и последующие госзакупки одного и того же товара из одного источника также должны согласовываться.

Среди нарушений, из-за которых процедура госзакупки может не пройти согласование в Минэкономики, были названы и такие:

  • организация не разместила конкурсные или аукционные документы на официальном сайте или на сайте электронной торговой площадки;
  • отсутствовали конкурсные или аукционные документы либо вместо них были выставлены «технические задания» или «задания на закупку», не содержащие сведений, предусмотренных статьями 33 и 43 Закона.

Главный нюанс, который нужно учитывать сельскохозяйственным организациям при направлении документов на согласование, заключается в том, что, как признался Одинец, отдел государственных закупок Министерства экономики на 1 апреля состоял из трех человек. В связи с огромным потоком заявок процедура согласования может затянуться на месяц. Иными словами, если в документах были найдены нарушения и процедура госзакупки признана несостоявшейся, организатор, кроме времени, потраченного на проведение всех мероприятий, дополнительно может потерять до 60 дней — по одному месяцу на каждое согласование.

Закон не идеален, но другого не будет

Семинар показал, что новое законодательство работоспособно, хотя по многим пунктам, касающимся специфики сельского хозяйства, далеко от идеала.

— Да, мы уже столкнулись в этом году с барьерами и по закупке минеральных удобрений, и по иным вопросам. Несмотря на то, что мы привыкли работать несколько по-другому, тем не менее, хотим мы того или нет, нам необходимо строго руководствоваться этим Законом, — отметила заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Людмила Нижевич. — Впрочем, остается надежда, что со временем отдельные пункты документа будут все же отшлифованы до желаемого блеска.

Ошибки в нужную сторону

Как показывает практика, большая часть нарушений первичной отчетности, которые затем ведут к искажению итоговых данных в белорусском АПК, выявляется во время проверок. По словам начальника главного управления статистики сельского и лесного хозяйства Национального статистического комитета Республики Беларусь Зои Якубовской, наибольшее искажение первичных статданных в 2012 году происходило по показателю «производство и выращивание скота и птицы». Самые распространенные ошибки:

  • включение в привесы скота основного стада и утилизированного скота;
  • недостоверное отражение данных по падежу;
  • отсутствие достоверных данных в ведомостях взвешивания животных и определения прироста живой массы. Причем в некоторых случаях хозяйства во время проверки вообще не смогли предоставить эти документы;
  • завышение отчетных данных о продуктивности скота, в том числе путем предоставления недостоверной информации о количестве кормо-дней на выращивании и откорме.

Поскольку выращивание скота является одной из наиболее важных составляющих производства животноводческой продукции, предприятиям следует обратить особое внимание на достоверность отчетных данных по привесам животных на выращивании и откорме. О том, что в этой сфере не все гладко, говорит количество уточнений и исправлений. Так, за 2012 год 56 сельхозорганизаций представили в органы госстатистики уточненные данные по приросту молодняка и привесам скота и птицы. Кроме того, в 2012 году 25 организаций внесли исправления по данному показателю в отчеты 2011 года. Белорусские аграрии не склонны недооценивать свои силы: ранее представленные данные были скорректированы в сторону уменьшения, а итоговая величина снизилась более чем на 2,5 тыс. т. Характерно, что причинами корректировки послужили не только результаты проведенных проверок, но и перевесы скота, произошедшие при реорганизации хозяйств или смене руководителей.

— Много вопросов возникло при проведении в июне-июле 2012 года внеплановой территориальной проверки достоверности первичных статистических данных в сельском хозяйстве Витебской области, — отметила Зоя Якубовская. — Особенно это касалось отражения данных по скоту, признанному по итогам ветеринарной экспертизы непригодным для использования на пищевые цели и подлежащим утилизации.

К актам о направлении на техническую утилизацию непригодного в пищу мяса вопросов, касающихся отражения в отчетности по форме 12-сх (животноводство), не возникало, если утилизировалась одна голова. Но они появлялись, если в актах указывалась часть туши или часть нескольких туш. Национальный статистический комитет был вынужден разъяснить, что в форме 12-сх (животноводство) количество голов павшего скота отражается только в случае, если речь идет о целой голове или более чем о половине туши. При этом весь вес частей туши отражается в пересчете с убойного на живой.

Еще одна ошибка при представлении данных по реализации скота и птицы на убой в живом весе — включение в реализацию скота, проданного для дальнейшего доращивания. По данным Национального статистического комитета, особенно много ошибок возникает при представлении отчетности 12-сх (животноводство) за январь-декабрь и в последующем при представлении годовой отчетности по форме 1-сх (реализация).

Во время проверок вскрывается немало случаев отсутствия в хозяйстве раздельного учета молока, полученного от коров молочного стада и первотелок в период оценки их фактической продуктивности до перевода в группу коров. В данные по производству молока от молочного стада нередко включают и молоко, полученное от коров мясного стада, что ведет к искажению сведений о среднем удое. По словам Зои Якубовской, в одном из ОАО Мядельского района за счет включения молока, полученного от коров мясного стада, показатели производства молока у коров молочного стада в отчете за январь-июнь 2012 года оказались завышены на 14 %, а средний удой — на 12 %.

— В форме 12-сх (животноводство) по показателю «молоко сырое крупного рогатого скота» отражается молоко сырое коров молочного, мясного стада, прочего крупного скота, не включенного в другие группировки, — отметила начальник главного управления статистики сельского и лесного хозяйства. — Здесь имеется в виду молоко, полученное от первотелок молочного стада в период оценки их фактической продуктивности (но не более 90 дней). Что касается строки «молоко сырое коров молочного стада», то в ней отражается молоко, полученное от молочного стада и только.

При проведении проверок достоверности отчетных данных по реализации молока часто вскрываются факты включения в реализацию продукции, которая была закуплена у населения, несоответствия отчетных данных сведениям, указанным в приемной квитанции на закупку сельхозпродукции, и другие нарушения.

— Следует обратить особое внимание на достоверность отчетных данных по форме 1-сх (реализация), — акцентировала внимание Зоя Якубовская. — На основе именно этой формы производится расчет среднегодовых цен реализации, который затем используется при определении объемов производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах и индекса объема производства продукции АПК.

Корма на бумаге

Что касается растениеводства, то здесь при проверках чаще всего вскрываются факты, когда в отчетность вносятся недостоверные данные об объемах заготовки кормов, а также не полностью отражаются посевные площади под однолетними травами. В ряде случаев проверяющие сталкивались с тем, что в хозяйствах вообще отсутствовал первичный учет производства продукции на осушенных и орошаемых землях. Не во всех хозяйствах имеются книги истории полей.

Помимо того, вскрываются факты недоучета произведенной продукции, что связано в основном с нарушением порядка ее оприходования во время уборки урожая и заготовки кормов. Так, по словам Зои Якубовской, в отдельных случаях было недоучтено до 19 % зеленой массы собранных кормов.

Оптимизм? Есть повод!

Обобщенные данные по итогам проверок первичной статистической отчетности свидетельствуют о том, что в 2012 году число организаций, допустивших искажения, к сожалению, остается значительным. Факты искажения данных были установлены в 62 % организаций от общего числа проверенных, к административной ответственности привлечено 25 должностных лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 44,5 млн руб.

Как предупреждают специалисты Национального статистического комитета, в 2013 году проверки по растениеводству по осушенным и орошаемым землям продолжатся.

— В текущем году мы повторно проводим проверку сельхозорганизаций Витебской области — в план мероприятия включено 38 хозяйств. Вообще, могу сказать, что по предварительным итогам работа, проведенная в прошлом году, не прошла даром. Состояние первичного учета улучшилось, и искажения отчетных данных уже не имеют таких масштабов, как ранее, — подчеркнула Зоя Якубовская и напомнила об изменении порядка статистической отчетности в случае реорганизации предприятий в форме слияния или присоединения: — Если раньше в соответствии с нашими указаниями при реорганизации в статистику не включались данные реорганизованных хозяйств, то с 2012 года сведения по реорганизованным юрлицам до момента реорганизации в отчетность вносятся.

***

 

В рамках заседания в адрес представителя Министерства экономики поступил ряд вопросов из зала. Приводим ответы на некоторые из них:

— Может ли управление сельского хозяйства провести процедуру закупки за сельхозорганизацию, т. е. фактически выступить организатором?

— Да, может. Но заключать и оплачивать договоры должна сельхозорганизация (заказчик), а управление (организатор) проводит процедуру, размещает документы, выбирает поставщика и т. д. Кроме того, порядок взаимодействия организатора и заказчика должен быть установлен вышестоящим органом: необходимо наличие решения о том, что управление выступает организатором госзакупок по определенной группе товаров.

— ОАО были выделены бюджетные средства только в апреле, нужно ли размещать годовой план закупок, ведь Законом такое размещение предусмотрено только до 8 марта?

— Да, нужно. В этом случае годовой план размещается в течение 15 календарных дней со дня принятия решения о том, что есть такая потребность.

— Может ли быть проведена закупка из одного источника, если нет времени на организацию других форм закупок?

— Нет. В приложении к Закону отсутствует подобное основание к проведению закупки из одного источника, хотя ранее оно присутствовало в соответствующем постановлении Совета Министров.

— Как оформлять командировочные расходы работников бюджетной организации при проведении закупок из одного источника: нужно ли оформлять документы на каждую закупку, на проезд, на проживание работников в гостинице?

— Возмещение нанимателем работнику расходов не является предметом Закона о госзакупках. То есть все оформляется в рамках Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно которому наниматель обязан возместить работнику расходы, которые тот понес в связи с командировкой. Наниматель обязан выдать работнику аванс, который работник использует на покупку билетов, проживание в гостинице и т. д.

— Проводится мелиорация, через биржевые торги необходима закупка трубы большого диаметра. Кто должен проводить закупку: заказчик работ или подрядчик?

— В зависимости от того, кто именно по договору подряда должен обеспечивать строительство материалами.

— Одному из предприятий было необходимо провести известкование почв. Объемы закупок муки требовали проведения открытого конкурса. Такой конкурс проводился дважды и оба раза признавался несостоявшимся в связи с тем, что в нем участвовала только одна организация, занимающаяся в районе подобными поставками.

— Имеет смысл искать необходимое количество организаций за пределами района.

— Управление сельского хозяйства проводило текущий ремонт здания в 2012 году. Смета, договор, акты были закрыты, но сам ремонт продолжается и в 2013 году. Составили новый договор и смету. Нужно ли проводить какую-либо процедуру?

— Если договор был заключен ранее, то Закон о госзакупках на него не распространяется.



 

Другие материалы рубрики
Полгода после ВТО. Полет нормальный
Алексей Жуков
Опубликовано в №2 (130), февраль

Полгода российский рынок живет по законам ВТО. 23 августа 2012 года вступил в силу новый Единый таможенный тариф ТС, ставки которого были приведены в соответствие с обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией при вступлении...

Мясо-молочная компания. Нужна единая политика на российском рынке
Алексей Жуков
Опубликовано в №3 (143), март

Конъюнктура российского рынка в 2013 году в целом была благоприятной для белорусского экспорта: установились высокие цены на молоко, прекратилось падение стоимости свинины, подорожала говядина. Однако ситуация может измениться на...

Лизинг на льготных и коммерческих условиях
Алексей Жуков
Опубликовано в №8 (160) август

Большие затраты при относительно медленной оборачиваемости средств и высоких рисках — специфика аграрного бизнеса во всем мире. В результате сельхозпредприятиям или фермерским хозяйствам далеко не всегда хватает...

Лилия Крапивина
Опубликовано в №4 (144), апрель
Теги: реформы

Межведомственная рабочая группа по проблемным вопросам в агропромышленном комплексе под руководством премьер-министра Михаила Мясниковича подготовила пакет проектов нормативных документов, принятие которых должно способствовать...

Американская еда
Елена Слав, Анна Бурак
Опубликовано в №7 (183), июль

Раннее утро выходного дня в Беларуси и США выглядит почти одинаково: вереницы машин направляются к выезду из города. Разница лишь в том, что белорусы едут на дачу, а жители американских городов — на ближайшую ферму. За...

БелАПС приглашает к разговору о проблемах
Валентина Вешторт
Опубликовано в №11 (139), ноябрь

В прошлом месяце в СПК «Прогресс-Вертелишки» состоялось совместное выездное заседание президиума Белорусского агропромышленного союза (БелАПС) и центрального правления ОО «Белорусский крестьянский совет»....

Комментарии
Войти как