Из Амстердама с любовью

Из Амстердама с любовью
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №6 (134), июнь
Теги: Белагро

Выставка «Белагро» традиционно является одной из самых крупных площадок в Беларуси для деловых контактов. Прошедший в рамках Белорусской агропромышленной недели — 2013 Белорусско-Нидерландский бизнес-форум только подтвердил этот высокий статус. Более 70 отечественных и 40 голландских участников собрались обсудить вопросы инвестиционного сотрудничества и кооперации.

Есть чем гордиться, но…

Форум состоялся по инициативе посольства Беларуси в Нидерландах и при содействии Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Как подчеркнул первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич, мероприятий подобного уровня в рамках «Белагро» еще не было. Более того, приехавшая на выставку голландская делегация стала самой крупной из посещавших нашу страну за последние десять лет.

— Между Королевством Нидерландов и Республикой Беларусь имеются давние связи. Ежегодно партнеры наращивают взаимное присутствие, причем не только в области торговли, — сказал Леонид Маринич. — Нынешнее мероприятие можно рассматривать как продолжение большого белорусско-нидерландского бизнес-форума, состоявшегося минувшей осенью в Гааге. Поиск путей реализации поставленных там целей — главная задача на сегодня. Мы хотим, чтобы гости сами оценили уровень научно-технического потенциала Беларуси, провели сравнение, сделали выводы о привлекательности инвестиционных вложений в экономику нашего государства.

Первый заместитель министра подчеркнул, что для Беларуси актуально наращивание доли АПК в экономике. Акцент делается на крупнотоварное производство, которое уже сейчас обеспечивает до 95 % всего объема белорусской сельскохозяйственной продукции. Сельхозугодия занимают до 43,5 % территории республики, в отрасли занято 340 тыс. человек, которые создают 8,4 % ВВП.

— Мы обеспечили продовольственную безопасность: 83 % продовольствия в Беларуси местного происхождения, — отметил Леонид Маринич, говоря о развитии отечественного сельского хозяйства в последнем десятилетии. — Фактически мы импортируем сейчас только экзотические культуры, ранние овощи, рыбу и морепродукты. В целом по ассортименту культур структура сельского хозяйства в Беларуси близка к Европе.

Дальнейшее развитие отечественного агропромышленного комплекса напрямую связано с экспортом. По многим показателям страна уже входит в десятку мировых лидеров. Однако «фронт работ» еще очень большой.

— Многие белорусские организации имеют результаты, сопоставимые с европейскими, — сообщил первый заместитель министра. — Например, в СПК «Прогресс-Вертелишки» в 2012 году получили урожайность зерновых на уровне 82,8 ц/га на всю уборочную площадь. Однако мы говорим о том, что средняя урожайность основных культур пока значительно ниже, чем в странах ЕС. Поэтому подобные форумы нам нужны и для того, чтобы получить возможность отыскать ошибки, перенять лучший опыт и тем самым повысить свою конкурентоспособность.

Как место повышения квалификации белорусских специалистов Королевство Нидерланды, возможно, лучший выбор. Между нашими странами много общего, в частности, сельское хозяйство и там, и здесь играет важнейшую роль. Однако есть и различия. Если отвлечься от более мягкой зимы и более высокой стоимости земли в Голландии, ключевой особенностью этого небольшого государства окажется прекрасно работающая система экспорта. Об этом, в частности, говорил атташе по сельскому хозяйству посольства Королевства Нидерландов в Польше и Беларуси по совместительству Антуан ван Поппел:

— В Беларуси еще достаточно вопросов, касающихся импорта и экспорта. Многие проблемы в Нидерландах решаются гораздо проще. В том, что касается экспорта сельхозпродукции, мы уступаем только США. Так, в 2012 году общий объем экспорта продукции сельского хозяйства королевства составил 75 млрд долларов — это три четверти всей сельхозпродукции, выращенной в стране. Производство пищевых продуктов составляет порядка 11 % от общего объема производства сельхозпродукции.

С прицелом на Россию

Ключевым рынком для Нидерландов являются страны ЕС, основными импортерами выступают Германия и Великобритания. Однако рост конкуренции и объемов поставляемой продукции вынуждает местных производителей искать новые рынки сбыта. Наиболее перспективными голландцы считают рынки Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и России. Беларусь до недавнего времени не входила в список приоритетов. Впрочем, после вступления нашей страны в Таможенный союз ситуация изменилась.

Как рассказал начальник отдела маркетинга Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Калинин, только за три месяца текущего года в экономику Беларуси привлечено столько же инвестиций, сколько за 2012 год в целом. В список десяти крупнейших инвесторов входят и Нидерланды. По словам Дмитрия Калинина, сегодня в белорусском сельском хозяйстве имеется большое количество проектов, которые ждут финансирования со стороны инвестора. В основном они сосредоточены в сегментах животноводства, растениеводства и разведения рыбы.

— Можно констатировать, что голландские компании очень активно включаются в программу модернизации белорусского сельского хозяйства по всем направлениям, — сообщил советник по торгово-экономическим вопросам посольства Беларуси в Нидерландах Дмитрий Фомченко. — Животноводческие ноу-хау успешно используются во многих молочно-товарных комплексах, свинофермах и птицеводческих хозяйствах. Есть совместные проекты комбикормовых заводов, прорабатываются возможности по строительству фабрик замороженных бактериальных и жировых концентратов.

Не менее активно стороны взаимодействуют в сфере растениеводства и садоводства. Совместно с белорусскими предприятиями нидерландские компании занимаются производством овощей открытого грунта и строительством овощехранилищ. В Могилевской и Брестской областях организованы предприятия по производству яблок. В Минске открыто лицензионное сборочное производство картофелеуборочной техники.

Вопрос только в технологиях

Тесное сотрудничество сложилось в области строительства и модернизации тепличных хозяйств.

— У нас реализуется проект в агрокомбинате «Ждановичи», — рассказал менеджер компании «Philips Lighting» Вадим Поляковский. — Мы надеемся, что здесь найдем и новые контакты. Важно, что люди уже понимают: дело не столько в экономии, сколько в дополнительном урожае. Например, если к традиционной досветке добавить светодиодную, урожай гарантированно увеличится на 15–20 %. В идеале светодиоды могут повысить урожайность вдвое по сравнению с обычной технологией. То есть перспектива есть. В то же время мне пока трудно говорить об объемах рынка, потому что мы только-только выходим на него. Сейчас специалисты наших европейских подразделений как раз проводят оценку. Вообще, я думаю, что объем не маленький.

Отдельного упоминания заслуживает импортозамещающий проект по выращиванию пивоваренного ячменя, который реализует в Беларуси компания «Heineken».

— Мы работаем на рынке Беларуси с 2008 года и на форум приехали, чтобы поделиться своим опытом по выращиванию высококачественного ячменя, — сообщил корреспонденту «БСХ» управляющий директор «Heineken» в Беларуси Василен Цанов. — Знаете, я не согласен с утверждением, что в Беларуси нет условий для подобного производства. Все абсолютно возможно, вопрос упирается только в семена и технологию. У нас сейчас завершается пятилетняя программа, есть эксперты, которые работают с хозяйствами Могилевской, Гомельской и Витебской областей. Конечно, самое важное для ячменя — это температура, поэтому Гомельская область вне конкуренции. Вообще, я не агроном и не могу точно сказать, что, мол, в Беларуси уже достигнут европейский уровень, но мы констатируем: каждый год качество ячменя улучшается.

Для производства «Heineken» использует европейские гибриды. Несколько лет назад это были «себастьян» и «филадельфия», затем «марни», «кангу» и «страйф». В 2012-м в рамках проекта были закуплены элитные французские семена сортов «жанна» и «дача» и начата их успешная мультипликация. В целом, проект преследует две стратегические цели: обеспечить производство «Heineken» в Беларуси качественным солодом и повысить уровень развития сельского хозяйства страны в области семеноводства.

Во время форума стороны неоднократно отмечали удовлетворенность развитием торговли между двумя странами. Сегодня основа белорусского экспорта в Нидерланды — замороженные ягоды и грибы, клубничная рассада и свекловичный жом. В сетях этнических (ориентированных на выходцев из бывшего СССР) супермаркетов в Голландии реализуются белорусские рыбные пресервы, соки и другие товары. С начала нынешнего года, после получения соответствующего разрешения, осуществляются поставки в Нидерланды молочной сыворотки. В свою очередь из Голландии белорусы импортируют корма, средства защиты растений, овощи и цветы.

По мнению Дмитрия Фомченко, у белорусско-нидерландских торговых отношений хороший потенциал, однако дальнейшее развитие взаимной торговли в настоящее время сдерживают высокие импортные пошлины, логистические издержки, жесткость европейских фитосанитарных требований, а также непривлекательная ценовая конъюнктура в ЕС.

***

Среди компаний, принимавших участие в форуме, были бренды, имеющие отношение к поставкам оборудования для молочно-товарных ферм, производители ингредиентов для пищевой промышленности и кормов, предприятия, специализирующиеся на выпуске оборудования для выращивания льна и клубники, фирмы, проектирующие очистные сооружения и продающие биогазовые установки. Одни из них не первый год представлены на белорусском рынке, другие приехали впервые. Однако все участники, с которыми удалось поговорить, отметили перспективность взаимного сотрудничества в аграрной сфере. Кроме того, высказывалось мнение, что в краткосрочной перспективе, причем в основном по инициативе белорусских предприятий, произойдет рост числа образовательных проектов.

— Многие белорусские агрономы хорошо владеют технологией, — отметил Василен Цанов. — Поэтому могу сказать, что у белорусов не должно быть никаких комплексов на этот счет, хотя, конечно, всегда есть что улучшать. Повышение квалификации — это бесконечный процесс.
 

Другие материалы рубрики
Подайте на пропитание. Продовольственная помощь в США и России
Алексей Жуков, Евгений Ерошенко
Опубликовано в №1 (141), январь

В Беларуси вопрос о введении внутренней продовольственной помощи социально незащищенным и малоимущим слоям населения пока обсуждается лишь на уровне экспертов. Они предлагают таким образом уйти от госрегулирования цен на социально...

«ПРОДЭКСПО-2016»: молочные новинки, йогурты и сыры
Татьяна Ларченко
Опубликовано в №11 (175), ноябрь

Выставка-ярмарка «ПРОДЭКСПО-2016» — прекрасная возможность для производителей продуктов питания не только заключить контракты с новыми поставщиками и оптовыми покупателями, но и представить новинки своей...

Как продлить жизнь машинно-тракторного парка?
Александр Ращупкин
Опубликовано в №10 (186), октябрь

На республиканском семинаре, прошедшем в Оршанском и Шкловском районах, обсуждались вопросы подготовки сельскохозяйственной техники к проведению полевых работ 2018 года

Завтрашний день ветеринарной науки
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №12 (140), декабрь

Биотехнологии, наряду с точным земледелием и животноводством, считаются локомотивом сельского хозяйства ближайшего будущего. Без них не обойтись, если страна и далее намерена поддерживать собственную продовольственную безопасность,...

Мотивация: пища для ума
Александр Шпак, Ольга Пашкевич, Андрей Борисенко
Опубликовано в №3 (131), март

Одна из основных проблем белорусского сельского хозяйства — усиление мотивации и заинтересованности работников в результатах труда. Наиболее очевидным вариантом ее решения видится накопление и движение собственности...

ЛПХ. На пути к белорусской Fonterra
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №12 (140), декабрь

Действующая в Беларуси Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в 2011–2015 годах работает хорошо, но морально устарела. К такому выводу пришли участники республиканского семинара...

Комментарии
Войти как