Господдержка АПК. Как у них?

Господдержка АПК. Как у них?
Андрей Чеплянский
Опубликовано в №1 (153), январь

«Запредельный уровень господдержки» — это, вероятно, самый популярный упрек в отношении белорусского АПК. В действительности же объемы помощи, которую государство оказывает сельскому хозяйству, постоянно снижаются. По итогам 2013 года они составили всего 7,5% от валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров. Для того чтобы понять, много это или мало, «БСХ» обратилось к опыту развитых стран.

Помощь АПК сегодня оказывают многие страны мира, в том числе члены ЕС, США, Австралия и Новая Зеландия. В этих государствах используется комплексная система мер по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказывающая прямое и косвенное воздействие на их доходы. Все трансферты как от потребителей, так и налогоплательщиков, получаемые производителями в результате государственной политики поддержки, отражает в процентах от валовых доходов производителя показатель PSE (Producer Support Estimate), который и используется для измерения уровня поддержки. Следует отметить, что общей долгосрочной тенденцией, характерной для экономически развитых стран, является постепенное снижение PSE (рис. 1). Так, за 1995–2013 годы доля поддержки в валовой выручке сельскохозяйственных товаропроизводителей Европейского союза уменьшилась на 15,2 процентного пункта, США — на 2,6; Канады — на 7,5; Японии — на 6,6.

Несмотря на общие тенденции, конкретный уровень поддержки в зависимости от страны может отличаться в несколько раз. Если в Новой Зеландии и Австралии на долю поддержки в валовой выручке сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится менее 2 %, то в Норвегии, Швейцарии и Японии — более 50 %.

Виды поддержки

Поддержка принимает разные формы — от прямых выплат в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий до страхования от ценовых колебаний на рынках аграрной продукции. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) делит используемые в экономически развитых странах инструменты поддержки на семь категорий, составляющих структуру PSE:

  • поддержка на основе производства продукции;
  • поддержка на основе использования ресурсов;
  • выплаты на основе текущих показателей посевной площади (П), поголовья скота (Пс), объема реализованной продукции (Рп), дохода (Д) с требованием производства продукции;
  • выплаты на основе исторических П/Пс/Рп/Д с требованием производства продукции;
  • выплаты на основе исторических П/Пс/Рп/Д без требования производства продукции;
  • поддержка на основе критериев, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции;
  • прочие платежи.

Поддержка на основе производства продукции. Эта форма выплат является основной в большинстве экономически развитых стран. В 2013 году в структуре оценки поддержки производителей Японии на долю таких выплат приходилось 83,5 %, Новой Зеландии — 76,8 %, Израиля — 73,2 %. Направление включает в себя меры по поддержанию рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые обеспечивают равные условия торговли для всех продавцов и покупателей на внутреннем рынке (внешнеторговое регулирование, установление цен на внутреннем рынке, рыночные интервенции и т. п.). Кроме того, предусмотрены платежи, размер которых привязан к объемам произведенной продукции (например, компенсационные платежи по залоговым ценам, применяемые в США). В силу того что меры данного направления поддержки в целом оказывают искажающее воздействие на производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией, в экономически развитых странах от них постепенно отказываются (рис. 2).

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов.

Другие материалы рубрики
Задача-2015. Ставка на качество молока
Алексей Жуков
Опубликовано в №3 (155), март

Итоги развития агропромышленного комплекса подведены на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Положительнаядинамикаразвития АПК, продемонстрированная в 2014 году, а также рекордный урожай зерновых не...

Диверсификация экспорта. На чем делать акцент производителям?
Наталья Карпович, Екатерина Макуценя, Василина Ахрамович
Опубликовано в №3 (155), март

Рост экспорта сельхозпродукции и диверсификация рынков сбыта — главные задачи отрасли. Решить их поможет информация о том, какие товары и регионы наиболее перспективны для экспорта, какие существуют ограничения для него, какие...

«Белагро-2017»: новинки техники и оборудования
Алексей Жуков, Елена Слав
Опубликовано в №6 (182), июнь

«Белагро» всегда была не только главной выставкой для белорусских аграриев, но и экспортной витриной страны. В последние годы «иностранный» акцент агропромышленной недели становится все более заметным....

 Ремонт сельхозтехники: заводы к посевной готовы!
Александр Ращупкин
Опубликовано в №2 (178), февраль

Инженерная служба Гродненской области представила свои достижения в рамках обучающего семинара для главных инженеров сельскохозяйственных организаций республики, который совпал с рабочей поездкой по региону министра сельского...

Из Амстердама с любовью
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №6 (134), июнь
Теги: Белагро

Выставка «Белагро» традиционно является одной из самых крупных площадок в Беларуси для деловых контактов. Прошедший в рамках Белорусской агропромышленной недели — 2013 Белорусско-Нидерландский бизнес-форум...

В поисках собственника… Пути преобразований в АПК
Алексей Жуков
Опубликовано в №10 (162) октябрь
Теги: АПК

Комментарии
Войти как