Господдержка АПК. Как у них?

Господдержка АПК. Как у них?
Андрей Чеплянский
Опубликовано в №1 (153), январь

«Запредельный уровень господдержки» — это, вероятно, самый популярный упрек в отношении белорусского АПК. В действительности же объемы помощи, которую государство оказывает сельскому хозяйству, постоянно снижаются. По итогам 2013 года они составили всего 7,5% от валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров. Для того чтобы понять, много это или мало, «БСХ» обратилось к опыту развитых стран.

Помощь АПК сегодня оказывают многие страны мира, в том числе члены ЕС, США, Австралия и Новая Зеландия. В этих государствах используется комплексная система мер по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказывающая прямое и косвенное воздействие на их доходы. Все трансферты как от потребителей, так и налогоплательщиков, получаемые производителями в результате государственной политики поддержки, отражает в процентах от валовых доходов производителя показатель PSE (Producer Support Estimate), который и используется для измерения уровня поддержки. Следует отметить, что общей долгосрочной тенденцией, характерной для экономически развитых стран, является постепенное снижение PSE (рис. 1). Так, за 1995–2013 годы доля поддержки в валовой выручке сельскохозяйственных товаропроизводителей Европейского союза уменьшилась на 15,2 процентного пункта, США — на 2,6; Канады — на 7,5; Японии — на 6,6.

Несмотря на общие тенденции, конкретный уровень поддержки в зависимости от страны может отличаться в несколько раз. Если в Новой Зеландии и Австралии на долю поддержки в валовой выручке сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится менее 2 %, то в Норвегии, Швейцарии и Японии — более 50 %.

Виды поддержки

Поддержка принимает разные формы — от прямых выплат в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий до страхования от ценовых колебаний на рынках аграрной продукции. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) делит используемые в экономически развитых странах инструменты поддержки на семь категорий, составляющих структуру PSE:

  • поддержка на основе производства продукции;
  • поддержка на основе использования ресурсов;
  • выплаты на основе текущих показателей посевной площади (П), поголовья скота (Пс), объема реализованной продукции (Рп), дохода (Д) с требованием производства продукции;
  • выплаты на основе исторических П/Пс/Рп/Д с требованием производства продукции;
  • выплаты на основе исторических П/Пс/Рп/Д без требования производства продукции;
  • поддержка на основе критериев, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции;
  • прочие платежи.

Поддержка на основе производства продукции. Эта форма выплат является основной в большинстве экономически развитых стран. В 2013 году в структуре оценки поддержки производителей Японии на долю таких выплат приходилось 83,5 %, Новой Зеландии — 76,8 %, Израиля — 73,2 %. Направление включает в себя меры по поддержанию рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые обеспечивают равные условия торговли для всех продавцов и покупателей на внутреннем рынке (внешнеторговое регулирование, установление цен на внутреннем рынке, рыночные интервенции и т. п.). Кроме того, предусмотрены платежи, размер которых привязан к объемам произведенной продукции (например, компенсационные платежи по залоговым ценам, применяемые в США). В силу того что меры данного направления поддержки в целом оказывают искажающее воздействие на производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией, в экономически развитых странах от них постепенно отказываются (рис. 2).

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов.

Другие материалы рубрики
Идентификация животных: теперь по закону
Алексей Жуков
Опубликовано в №10 (162) октябрь

Что изменится для сельскохозяйственных организаций и переработчиков продуктов животного происхождения? Какие права и обязанности возникают у них в связи с принятием нового закона об идентификации скота?

«Перекрывать дыхание» сыру нельзя
Всеволод Волков
Опубликовано в №2 (130), февраль

Строгое соблюдение технологической дисциплины и техническое перевооружение — такие меры уже в ближайшее время придется предпринять отечественным сыроварам. Вступление России в ВТО подвело черту под периодом, когда...

«Белагро-2014»: от молока до биогаза
Эдуард Могилевский
Опубликовано в №5 (145), май

Белорусская агропромышленная неделя «Белагро-2014» не сбавляет оборотов. К признанным «хитам» предыдущих сезонов: конкурсу дойной коровы, состязанию пахарей, соревнованиям по конкуру и народным дегустациям...

Валентина Вешторт
Опубликовано в №2 (142), февраль

Первый месяц года — традиционное время проведения в Берлине мирового аграрного шоу International Green Week Berlin («Зеленая неделя»). В этом году организаторы отмечают рекордное число участников и...

Новое в законодательстве
Опубликовано в №4 (156), апрель

Представляем краткий обзор новых законодательных актов, затрагивающих сферу АПК и пищевой промышлености, принятых в марте-апреле 2015 года  

Новое в законодательстве
Опубликовано в №2 (154), февраль

Представляем краткий обзор новых законодательных актов, затрагивающих сферу АПК и пищевой промышлености, принятых в январе-феврале 2015 года  

Комментарии
Войти как