Господдержка АПК. Как у них?

Господдержка АПК. Как у них?
Андрей Чеплянский
Опубликовано в №1 (153), январь

«Запредельный уровень господдержки» — это, вероятно, самый популярный упрек в отношении белорусского АПК. В действительности же объемы помощи, которую государство оказывает сельскому хозяйству, постоянно снижаются. По итогам 2013 года они составили всего 7,5% от валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров. Для того чтобы понять, много это или мало, «БСХ» обратилось к опыту развитых стран.

Помощь АПК сегодня оказывают многие страны мира, в том числе члены ЕС, США, Австралия и Новая Зеландия. В этих государствах используется комплексная система мер по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказывающая прямое и косвенное воздействие на их доходы. Все трансферты как от потребителей, так и налогоплательщиков, получаемые производителями в результате государственной политики поддержки, отражает в процентах от валовых доходов производителя показатель PSE (Producer Support Estimate), который и используется для измерения уровня поддержки. Следует отметить, что общей долгосрочной тенденцией, характерной для экономически развитых стран, является постепенное снижение PSE (рис. 1). Так, за 1995–2013 годы доля поддержки в валовой выручке сельскохозяйственных товаропроизводителей Европейского союза уменьшилась на 15,2 процентного пункта, США — на 2,6; Канады — на 7,5; Японии — на 6,6.

Несмотря на общие тенденции, конкретный уровень поддержки в зависимости от страны может отличаться в несколько раз. Если в Новой Зеландии и Австралии на долю поддержки в валовой выручке сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится менее 2 %, то в Норвегии, Швейцарии и Японии — более 50 %.

Виды поддержки

Поддержка принимает разные формы — от прямых выплат в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий до страхования от ценовых колебаний на рынках аграрной продукции. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) делит используемые в экономически развитых странах инструменты поддержки на семь категорий, составляющих структуру PSE:

  • поддержка на основе производства продукции;
  • поддержка на основе использования ресурсов;
  • выплаты на основе текущих показателей посевной площади (П), поголовья скота (Пс), объема реализованной продукции (Рп), дохода (Д) с требованием производства продукции;
  • выплаты на основе исторических П/Пс/Рп/Д с требованием производства продукции;
  • выплаты на основе исторических П/Пс/Рп/Д без требования производства продукции;
  • поддержка на основе критериев, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции;
  • прочие платежи.

Поддержка на основе производства продукции. Эта форма выплат является основной в большинстве экономически развитых стран. В 2013 году в структуре оценки поддержки производителей Японии на долю таких выплат приходилось 83,5 %, Новой Зеландии — 76,8 %, Израиля — 73,2 %. Направление включает в себя меры по поддержанию рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые обеспечивают равные условия торговли для всех продавцов и покупателей на внутреннем рынке (внешнеторговое регулирование, установление цен на внутреннем рынке, рыночные интервенции и т. п.). Кроме того, предусмотрены платежи, размер которых привязан к объемам произведенной продукции (например, компенсационные платежи по залоговым ценам, применяемые в США). В силу того что меры данного направления поддержки в целом оказывают искажающее воздействие на производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией, в экономически развитых странах от них постепенно отказываются (рис. 2).

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйств

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов. Данная разновидность поддержки реализуется в виде удешевления стоимости топлива, льготирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, выделения капитальных грантов на развитие производственной инфраструктуры, финансирования консультационных услуг, мероприятий по борьбе с сельскохозяйственными

Поддержка на основе использования ресурсов. Цель государственного регулирования — частичная компенсация стоимости приобретаемых фермерами производственных ресурсов.

Другие материалы рубрики
Повышение уровня экологической безопасности производства овощей и картофеля
Александр Аутко, Геннадий Гануш
Опубликовано в №2 (178), февраль

Главенствующая роль в обеспечении населения продовольствием принадлежит крупнотоварному производству, и экологическое земледелие пока не может взять на себя эту роль. Но повысить экологическую безопасность продукции можно и в...

Алексей Богданов о рынке Китая: «Чтобы торговать успешно, нужно торговаться»
Евгений Ерошенко
Опубликовано в №11 (187), ноябрь

Ноябрьская командировка директоров белорусских мясоперерабатывающих предприятий в Китай стала важным шагом на пути завоевания этого очень важного для отечественных производителей рынка. 

Идентификация животных: теперь по закону
Алексей Жуков
Опубликовано в №10 (162) октябрь

Что изменится для сельскохозяйственных организаций и переработчиков продуктов животного происхождения? Какие права и обязанности возникают у них в связи с принятием нового закона об идентификации скота?

Что техрегламент нам готовит?
Ольга Бабуль, Алексей Жуков
Опубликовано в №1 (141), январь

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» вступает в силу 1 мая 2014 года. У отечественных производителей молока-сырья и переработчиков еще есть несколько...

День работника сельского хозяйства
Алексей Семков
Опубликовано в №11 (151), ноябрь

В ноябре аграрии принимают поздравления: в третье воскресенье месяца отмечается День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Поздравления и благодарности аграриям прозвучали и...

Хороший год. АПК стран СНГ демонстрирует уверенный рост
Алексей Жуков
Опубликовано в №12 (140), декабрь

Сельское хозяйство большинства членов СНГ в 2013 году развивается достаточно успешно. Прежде всего этому способствовали реформы в аграрной сфере, осуществляемые правительствами стран Содружества. Об итогах очередного...

Комментарии
Войти как